Tesla начала отгружать компактный электроседан Model 3 европейским заказчикам. До Старого Света модель добралась через полтора года после появления у себя на родине, то есть в США. Как пишет The Verge, первый сухогруз с «тройками» для Европы достиг порта Зебрюге (Бельгия) в начале нынешней недели. Заказчикам разослали письма о том, что они могут забрать свои экземпляры в дистрибьюторском центре компании в Тилбурге, Нидерланды. Insideevs уточняет, что корабль доставил 1400 Model 3 и 350 кроссоверов Model X.
По состоянию на январь 2019 года во всей Европе было оформлено 14 000 предоплаченных заказов на Model 3. Их могло быть и больше, но часть европейских покупателей уже успела отказаться от машины из-за слишком долгого ожидания. По словам исполнительного директора Tesla Илона Маска, в ближайшие дни в Бельгию прибудет еще один сухогруз с Model 3.
Model 3 — самая компактная и доступная по цене модель в гамме компании. Заказы на нее начали оформлять в марте 2016 года, первые экземпляры американским покупателям были отгружены в июле 2017 года. В течение нескольких первых месяцев темп сборки этой машины серьезно отставал от графика, поэтому ее выход на рынок Европы оттянулся аж на начало 2019 года.
Сейчас в Европе можно приобрести только более дорогое исполнение модели — с полным приводом. Базовая заднеприводная модификация пока предлагается только в США.
Отметим, что расширение географии поставок Model 3 сейчас имеет особенно важное значение для Tesla. Приближается 1 марта — на эту дату назначено погашение облигаций, которые компания выпустила в 2014 году. Tesla должна будет выплатить держателям долговых бумаг в сумме $920 млн. По мнению опрошенных в начале недели агентством Bloomberg аналитиков, у Tesla средств хватит только для выплаты половины этой суммы. Оставшаяся задолженность, скорее всего, будет гаситься акциями, но для этого их стоимость должна вырасти до $359,87. Это условие необходимо для осуществления свопа (обменной операции с применением ценных бумаг). 7 февраля акции Tesla котировались на уровне $306,7.
Сможет ли капитализация Tesla подскочить на 17% до 1 марта? В теории возможен любой вариант, в том числе и этот. Акции производителя находятся в свободной продаже, поэтому все зависит только от соотношения между спросом и предложением. Любые позитивные новости могут играть на повышение капитализации компании. Однако за последний месяц котировки практически не изменились, а за три месяца и вовсе упали примерно на 10%.
Но положительные предпосылки все же есть. Четвертый квартал 2018 года Tesla закрыла в плюсе, задекларировав прибыль в размере $139,5 млн. За весь 2018 год выручка подскочила сразу на 82%, до $21,4 млрд. При этом в 2019 году Илон Маск обещает не допустить ни одного убыточного квартала.
С прошлой недели сформировался положительный тренд стоимости акций Tesla, и если в течение февраля Tesla не будет выпускать негативных новостей, а Маск воздержится от эксцентричных выходок, то к 1 марта компания действительно может достичь необходимых показателей.
Если компания не сможет расплатиться по облигациям, ей придется объявить по ним технический дефолт.
Текущая ситуация не является уникальной для «Теслы»: ранее производитель неоднократно сталкивался с угрозой банкротства. В 2018 году Илон Маск заявил, что в течение 2017 года его компанию отделяло от финансовой пропасти всего несколько недель. Тогда его спасло только тщательное планирование и слаженная работа команды. Сегодня ситуация несколько проще: темпы производства Tesla Model 3 достигли запланированных показателей, компания стабильно показывает положительные квартальные итоги.
При этом на 2019 год запланировано много новых достижений. Маск должен убедить инвесторов, что Tesla сможет начать выпускать дешевую версию Model 3 по обещанной несколько лет назад цене $35 000 и при этом сохранить рентабельность. Пока самая доступная Model 3 стоит в США $42 900. С начала года цена на тройку была снижена дважды — в январе вместе со всеми остальными Теслами ее удешевили на $2000, 6 февраля производитель скинул еще $1100.