На прошедшем на днях мероприятии Battery Day глава Tesla Илон Маск не только пообещал выпустить «народный электромобиль» за $25 000, но и представил новый форм-фактор батарей. Tesla удалила с них язычок и увеличила объем. Аккумуляторные ячейки по размеру сделала существенно крупнее. В Америке их успели прозвать Biscuit Tin, то есть «банка для бисквитного печенья». Это неофициальное имя появилось из-за сходства формы и размеров акуумуляторной ячейки с банкой.
Тесла присвоила новому формату аккумуляторов индекс 4680. Это означает, что их диаметр составляет 46 мм, высота — 80 мм. Напомним, несколько лет назад Tesla перешла с формата 18650 (диаметр 18 и высота 65 мм) на более крупный 2170 (диаметр 21 и высота 70 мм, последний ноль сокращается ради удобства). Это позволило немного повысить удельную плотность АКБ, поскольку в общей массе батареи меньше пространства уходит на оболочку. Сейчас они устанавливаются в Model 3 и Model Y.
Новые ячейки 4680 существенно толще и чуть длиннее 2170. В них отсутствует верхний наконечник (тот самый язычок), что тоже позволило выкроить чуть-чуть пространства под рабочее содержимое.
По словам Илона Маска, мощность сделанных по такой технологии аккумуляторных ячеек вырастет в шесть раз, емкость — в пять раз. Эти цифры выглядят многообещающе. Но на самом деле прогресс отнюдь не столь впечатляющий. С помощью нехитрых арифметических действий можно выяснить, что физический объем одного элемента вырос в 5,48 раза. Иными словами, в пересчете на единицу объема такие АКБ даже немного уступают старым!
Однако с учетом небольшого выигрыша объема в составе блока батарей и прочих оптимизаций запас хода (а равно и общая емкость) должен возрасти на 16%. Не менее важно, что новый форм-фактор также позволит снизить себестоимость АКБ примерно на 14%. Плюс к этому в 4680 Тесла отказалась от кобальта и перешла на никель.
Tesla намеревается самостоятельно производить 4680. Используемые сегодня в Model 3 и Model Y аккумуляторы 2170 выпускаются совместно с Panasonic на заводе Tesla Gigafactory в Неваде. Tesla также закупает АКБ у китайской CATL, южнокорейской LG Chem и других компаний. Пока нет сведений о том, какая модель первой перейдет на 4680.
Производство 4680 начнется нескоро — в 2022-м или даже 2023-м. Получается, что только через три года Тесла перейдет на новые батареи, которые при этом невозможно назвать революционными: по удельной емкости они не продвинулись вперед (а если учитывать расчеты для единичной ячейки, то даже слегка откатились). Таким образом, революцией тут и не пахнет. Ни в 2020-м, ни в 2023-м. Неудивительно, что акции компании подешевели на 10%.