Год назад мы уже рассказывали читателям о тяжёлых грузовиках марки БАЗ, шасси которых инженеры компании «Романов» сконструировали на основе разработок Брянского завода колёсных тягачей (БЗКТ). Сборка самих автомобилей готовится на предприятии в Шушарах под Санкт-Петербургом – на площадке, где прежде выпускали технику марки MAN. Напомним, что изначально проект зародился на Обуховском заводе, входящим в корпорацию «Алмаз-Антей», однако для работ по гражданской линии было оформлено отдельное юрлицо «Романов».
Концепция тяжёлого грузовика с независимой подвеской всех колёс и возможностью езды по дорогам общего пользования была принята в 2021 году. В январе 2022 года началась разработка конструкции, в 2023 году инженеры завершили работу над ходовым макетом. В январе прошлого года началась подготовка производства и до конца текущего года должна стартовать сборка. Пока речь идёт об исполнениях на шасси 6х6: предусмотрен седельный тягач, самосвал, бортовая платформа и само шасси. Заказчик сможет выбрать одну из пяти кабин: низкую короткую без спального места, низкую длинную с одним спальным местом, стандартную короткую без спального места, стандартную длинную с одним спальным местом и высокую длинную с двумя спальными местами.
Как рассказал нам руководитель департамента маркетинга компании Александр Бредихин, который много лет руководил маркетингом на Автовазе, АО «Романов» в течение трёх лет должно выйти на уровень продаж 2000 машин в год. План на 2026 год составляет около 600 автомобилей и это цифра, которую «Романов» непременно обязан достичь, ибо она прописана в Специальном инвестиционном контракте № 107, заключённом компанией с Минпромторгом 30 апреля 2025 года. При этом по словам Александра Леонидовича, на следующий год уже набралось больше потенциальных заказов, чем «Романов» сможет произвести. «Ёмкость всего российского сегмента автомобилей 6х6 составляет по нашим оценкам порядка 6 тысяч автомобилей в год. Поэтому наш план продаж на 2026 год не кажется нам фантастикой. Уже сейчас – только по итогам нашей выставочной деятельности – с десяток компаний готовы взять наши машины на эксплуатационные испытания».
Собственно, одну предсерийную машину уже передали в Газпром на опытно-промышленную эксплуатацию. Этот БАЗ будет трудиться в посёлке Ямбург, расположенном за Полярным кругом. В ближайшее время Газпром получит ещё один БАЗ в виде бортовой платформы – уже для эксплуатации в окрестностях Краснодара. Через полгода в «Романов» поступит подробный отчёт по результатам и будет допущен для участия в тендерах Газпрома.
В следующем году начнётся разработка версии 8х8, а позже появится ещё и исполнение 10х10. Конструктивным преимуществом модульной конструкции шасси БАЗ Александр Бредихин считает возможность добавлять «практически любое количество осей» и их высокую унификацию: «Передняя, средняя и задняя оси практически одинаковые. Средняя отличается проходным редуктором моста, при этом даже в её конструкцию заложена возможность подруливания или поворота, хотя в базовом исполнении поворотный механизм заблокирован. А вот у машины 8х8 будут поворачиваться колёса второй и, скорее всего четвёртой оси – в зависимости от того, какому заказчику пойдёт то или иное шасси».
Теперь воспользуемся Одобрением типа транспортного средства на грузовики БАЗ, вступившим в действие 2 ноября, и для примера расскажем о самосвале (модификации S31A50, S31A51), предназначенном для «перевозки сыпучих и навалочных грузов с возможностью механизированной разгрузки». Кабина – «каркасно-панельная, откидывающаяся вперёд». Напомним, что каркас у кабины БАЗа – стальной, а панели – из пластика. Расстояние между первой и второй осью может составлять от 3800 до 4800 мм, а между второй и третьей – 1500 мм. Колея колёс на всех осях – от 2030 до 2060 мм. Технически допустимая полная масса составляет 30 тонн при снаряжённой массе от 17 400 до 19 540 кг. Технически допустимая масса, приходящаяся на каждую ось не превышает 10 тонн.
А что с мотором? Мотор – отечественный, ЯМЗ-6531, 6-цилиндровый, дизельный, рабочим объёмом в 11 122 «кубиков» и крутящим моментом в 1790 Нм при 1100–1300 об/мин. Коробка передач – ручная, 9-ступенчатая, ЯМЗ-1909, сцепление – сухое однодисковое. Интересно, что в раздаточной коробке первая ступень меньше единицы, то есть повышающая (0,96), а вторая – уже классическая «понижайка» с числом 1,520. Главная передача – двойная разнесённая.
Вернёмся к нашей беседе с Александром Бредихиным. Мы спросили у него, не придётся ли БАЗу торговать своими машинами с отрицательной маржой, как это вынуждены делать другие участники рынка тяжёлой коммерческой техники в 2025 году? На это директор по маркетингу АО «Романов» ответил несколько расплывчато: «Вы же понимаете, что у любого проекта есть период, когда деньги тратятся, а прибыли нет. Наша окупаемость начнётся чуть позже и машины будут востребованы». Что касается срока окупаемости, по словам Александра Бредихина он составляет «менее 10 лет».