На днях мы давали раскладку продаж электромобилей на нашем рынке за первый квартал 2025 года. Напомним, что весь сегмент сократился вполовину относительно четвертого квартала 2024-го, при этом лидер — бренд Zeekr сохранил свою долю в 37%. Мы обратили внимание, что с января по март на учет не встала ни одна модель Ora не только 2025 года выпуска, но даже 2024-го — только образцы 2023-го. Точнее, одна машина 2024 года все же в статистику попала — речь о мощной версии, которая зарегистрирована под названием Funky Cat, но ее, судя по всему, ввезли по «серому» импорту. При этом в 2024-м продавались в основном образцы 2023 года, и только три штуки, вставшие на учет под именем Good Cat, были выпущены в 2024-м — скорее всего, это тоже «серый» ввоз. Напомним, что в России Ora официально продавалась (и пока еще продается) под названием 03 в комплектациях Premium и GT за 3 499 000 и 3 699 000 рублей соответственно. При этом за все цвета, кроме белого, требуется доплата 30 000 рублей.
Итак, с января по март 59 российских дилеров Ora продали примерно вдвое меньше машин, чем в четвертом квартале 2024-го, — 133 штуки. Таким образом, в среднем за месяц один дилер продавал менее 0,6 электрического автомобиля Ora: физически это означает, что кто-то находил хотя бы одного покупателя в месяц, а кто-то — нет. Окидывая взором всю эту картину, мы задались вопросом: каковы перспективы марки в России, не прекратились ли поставки этих маленьких «электричек» из Китая? Опрошенные нами дилеры подтвердили тревожные опасения.
Оказывается, еще в третьей декаде февраля на дилерской конференции Great Wall, которая прошла в подмосковном Завидово, представители дистрибьютора Ora — компании «Хавейл Мотор Рус» — официально сообщили продавцам, что склады нужно распродавать и завоза более не будет. При этом несколько из опрошенных нами дилеров уточнили, что после февральской конференции «Хавейл Мотор Рус» не извещала своих партнеров о закрытии бренда Ora по электронной почте: писем не было. Однако на дальнейших дистанционных встречах представители «Хавейл Мотор Рус» подтверждали уход Ora из России.
Неудачу электрического бренда дилеры объясняют слабыми потребительскими качествами машины: зимой батарея быстро «высаживалась». Пагубную роль сыграло и отсутствие субсидируемых кредитов. К примеру, на модели Tank при взносе от 40 до 60% цены процентные ставки по кредиту лежат в диапазоне от 9,3 до 20,2% годовых, а при определенных условиях возможна и рассрочка, то есть фактически нулевой процент. Типовой кредит на покупку Ora, по свидетельству дилеров, при ключевой ставке 21% шел уже под 23% годовых. Один из наших конфидентов предположил, что дистрибьютор просто «не сумел договориться с банками».
Напоследок — несколько технических особенностей Ora 03/03 GT. Согласно Одобрению типа транспортного средства, для российских Ora предусмотрены батареи с двумя типами ячеек. При этом, если верить официальному сайту, фактически предлагалась только одна модификация АКБ — PE338187A фирмы Contemporary Amperex Technology (CATL). Ее ячейки выполнены на базе NMC-катода, состоящего из никеля, марганца и кобальта. Такая батарея весила минимум 353 кг, выдавала рабочее напряжение до 400 В и обеспечивала для небольшой машины паспортный запас хода в 500 км. Увы, эта цифра оказалась далека от реальности при эксплуатации в зимнее время года. В пару к электродвигателю TZ153XS001 мощностью 60 кВт производства UAES шел редуктор TR210.
Добавим, что в Китае продажи Ora тоже далеки от цифр лидеров. К примеру, в марте все модификации Ora нашли 2776 покупателей, в то время как более дорогой Zeekr разошелся тиражом в 15,4 тысячи штук. Что касается дилерских отгрузок, в первом квартале продавцы получили 3266 автомобилей Ora с 70-процентным падением к результатам аналогичного периода 2024 года.
Вернемся в Россию. Если не получилось с Ora, это не значит, что другой «зеленый» бренд Great Wall — Wey тоже будет выведен с нашего рынка. Пока дистрибьютор считает, что продажи оправдывают вложения в продвижение этих последовательных гибридов. Напомним, что с января по март в России на учет встал 571 автомобиль марки Wey.
ОБНОВЛЕНИЕ 21 апреля 18-25 мск. Дром получил официальный комментарий по теме от российского отделения Haval Motor: «На сегодняшний день электромобили ORA доступны для покупки в дилерских центрах TANK. В них же осуществляется их послепродажное обслуживание. Информация об уходе бренда с российского рынка не соответствует действительности».
Обратим внимание, что в комментарии от Haval по сути нет опровержения информации из заметки.