Белорусский МАЗ готовится расширить свою производственную линейку легкими коммерческими автомобилями — микроавтобусом с индексом МАЗ-281 и цельнометаллическим фургоном МАЗ-3650. Эти машины являются переименованными версиями китайских фургонов и микроавтобусов JAC Sunray, проект их сборки вынашивают уже два года. Изначально выпуск JAC Sunray в Белоруссии должен был стартовать в первой половине 2018 года, однако «дедлайн» не выдержали.
Теперь, как следует из публикации на сайте ABW.by, дело налаживается. МАЗ оформил Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на перспективную продукцию — верный признак того, что производство товарных машин вот-вот начнется.
По классу легкие коммерческие МАЗы смогут конкурировать с российской «ГАЗелью Next».
Микроавтобус МАЗ-281 относится к категории М2. Длина, ширина, высота машины — 6000, 2100 и 2800 мм соответственно. Колесная база — 3570 мм. МАЗ-281 будет выпускаться в двух версиях: А — грузопассажирская (девять мест, не считая водителя) и B — пассажирская (13 или 16 мест, не считая водителя). Полная масса варианта A — 3500 кг, B — 4050 кг.
Грузовой цельнометаллический фургон МАЗ-3650 относится к категории N2. В отличие от микроавтобуса, он будет производиться также в короткобазном варианте (колесная база — 2960 мм, длина — 4900 мм) и варианте с низкой крышей (высота — 2340 мм). Масса фургона в снаряженном состоянии: 2400-2940 кг. Технически допустимая максимальная масса: 3500-4050 кг.
И микроавтобус, и фургон будут оснащаться турбодизельным двигателем JAC HFC4DE1-1D объемом 2,8 л и мощностью 149,5 л.с. Экологический класс — Евро-5. Коробка передач — механическая 6-ступенчатая JAC LC6T32.
Что касается ходовой части, передняя подвеска у JAC Sunray — независимая, пружинная, задняя — зависимая, рессорная. Ведущими являются задние колеса. Кузов имеет несущую конструкцию.
JAC Sunray внешне похож на Mercedes-Benz Sprinter предыдущего поколения, но это обманчивое впечатление — между ними нет ни одной общей детали.
Производство фургонов и микроавтобусов будет вестись на заводе «Брестмаш» — это брестский филиал МАЗа. Будут ли поставлять эти модели в РФ — неизвестно. Правила сертификации и форма ОТТС едины для всего Таможенного союза (ТС), в который входят и Белоруссия, и Россия. Но с 1 июля было ужесточено требование относительно локализации автомобилей, экспортируемых внутри Таможенного союза — чтобы машины можно было беспошлинно поставлять из одной страны в другую, доля локализованных внутри ТС деталей должна быть не менее 50%. А JAC Sunray на МАЗе будут собирать крупноузловым методом, не предполагающим такого уровня «ассимиляции».
Напомним, МАЗ уже пытался выпускать легкие коммерческие автомобили. В 2011-2013 гг. компания мелкосерийно собирала под своей маркой микроавтобусы и фургоны King Long, которые являются китайской копией Toyota Hiace H100.