Всю эту неделю — с 2 по 6 декабря — в московском «Экспоцентре» проходит выставка «Здравоохранение-2024». Имеется там и крохотная автомобильная секция — буквально три стенда с так называемыми переделанными машинами, то есть с медицинскими на базе серийных. Мы обошли все три, на всех поговорили (естественно, не только о медицине), докладываем о результатах.
Для начала предлагаем расшифровку нашей небольшой беседы с генеральным директором «СТ Нижегородец» Владимиром Гойхманом. Компания примечательна тем, что, базируясь в Нижнем Новгороде, не занимается модернизацией автомобилей ГАЗ, да и до 2022 года ее основной продукцией были доработанные версии Ford Transit и Iveco. Сегодня ключевым партнером «СТ Нижегородец» стала компания «Соллерс». Между тем широкому кругу автолюбителей «СТ Нижегородец» стал известен после старта проекта по доработке первого поколения Haval F7 под нужды полиции, Росгвардии и Следственного комитета, а также Военной автомобильной инспекции. На улицах городов действительно стали появляться Haval F7 в милицейской бело-синей раскраске с шильдиком «ДПС». В связи с устареванием и естественным выводом из эксплуатации прежних моделей полиции на самом деле полюбились Хавейлы. Вот только 7 ноября губернатор Калужской области Владислав Шапша сообщил о поступлении 41 Haval F7 в Госавтоинспекцию региона. А что с новым поколением F7 — будет ли оно адаптировано для силовых структур «СТ Нижегородец»?
Сергей Арбузов: Владимир, есть вопрос, который я просто обязан задать от лица всех читателей Дрома — кто придумал устанавливать шильдик «ДПС» вместо эмблемы с надписью Haval на радиаторной решетке? Это требование заказчика?
Владимир Гойхман: Началось все, конечно, с требований международной обстановки — поначалу была мысль вообще убрать шильдик с названием марки, сделать такой «ноу нейм». Но затем стало понятно, что это место нужно чем-то закрыть, нужна заглушка, поэтому появилась идея красивого шильдика «ДПС». На презентации автомобиля сотрудникам МВД идея очень понравилась. Полицейские ее оценили и сказали: «Мы хотим, чтобы появился бренд ДПС». По-моему, получилось очень неплохо.
С. А.: По направлению Haval вы напрямую работаете с заводом в Тульской области или закупаете машины через представительство?
В. Г.: Ни то, ни другое — просто покупаем у дилеров обычный автомобиль и уже дорабатываем по требованию заказчика. Договариваться с заводом о поставках для нас каких-то особенных недокомплектных версий не имеет смысла, потому что для завода это обернется сложностями и, вероятно, специальной перенастройкой конвейера. Да и нам это не нужно: мы, по большому счету, кроме шильдиков, из машины ничего не убираем, а вот добавляем много чего.
С. А.: Согласно данным редакции Дрома, с января по сентябрь на учет в Госавтоинспекцию встали 845 модернизированных под нужды силовых ведомств Haval F7 первого поколения. А что со вторым поколением F7, возьмете в работу? Поможет это вам увеличить объемы производства?
В. Г.: Мы сейчас готовим опытный образец, затем выйдем на апробацию: нужно получить сертификат и пройти процедуру постановки на снабжение — это комплекс испытаний, которые проводятся по методике заказчика и без которой силовые структуры машину приобрести не смогут. Что касается сроков, к середине следующего года мы уже сможем предложить машину нашим заказчикам.
С. А.: Наши данные постановок на учет показывают, что в феврале был введен в эксплуатацию модернизированный вами пикап Great Wall Poer, а в сентябре — еще два, причем обе исходные машины произведены уже в 2024 году. Что это за версии?
В. Г.: Сейчас не припомню точно, по-моему, это для МЧС — мы выпускаем больше десяти тысяч автомобилей, всего в голове не удержать. Кстати, на базе пикапов мы предлагаем и инкассаторские машины.
С. А.: А что за один доработанный Haval Dargo был поставлен на учет?
В. Г.: Это точно версия для МЧС.
С. А.: Какие здесь перспективы по заказам?
В. Г.: Машина сертифицирована, но пока на следующий год на Dargo заказа нет. Я думаю, что желающие найдутся: дело в том, что сейчас во многих организациях бюджет еще не утвержден. По крайней мере, МЧС мы эту машину представляли, и сотрудники ведомства высоко ее оценили.
С. А.: В этом году вы представили на «Здравоохранении» медицинский автомобиль на базе пикапа ST6. Сейчас этот и два других пикапа — ST8 и ST9 будут осваивать на УАЗе с глубокой локализацией. Будут в вашем портфолио исполнения на базе ST8 и ST9?
В. Г.: Мысли такие есть, но нам для начала нужно получить живые машины, чтобы их, как говорится, пощупать.
Медицинский Sollers ST6, доработанный «СТ Нижегородец». Варианты компоновки предусмотрены следующие: А — водитель, два сопровождающих и пациент в лежачем положении; Б — водитель, один сопровождающий и два лежачих пациента.
С. А.: А есть ли заказчик на медицинский ST6?
В. Г.: Нет. Этот автомобиль — наша инициативная новинка, на выставке мы собираем о ней мнения. Мы понимаем, что если он и будет востребован, то скорее это будут регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока — в общем, там, где проблемы с дорогами. Мы понимаем, что таких больших заказов, как на стандартную скорую помощь, ожидать не приходится, потенциал таких исполнений — несколько десятков в год.
С. А.: Вы будете предлагать машину Министерству здравоохранения?
В. Г.: Нет, мы работаем напрямую с эксплуатирующими организациями.
С. А.: Я обратил внимание, что у вас в прошлом году была прибыль 670 миллионов. Можно ли ожидать, что в этом году будет лучше?
В. Г.: К сожалению, нет. Мы стараемся сделать так, чтобы итоги этого года не оказались хуже… В этом году очень сильно выросли издержки. Тут негативного влияния от одной ключевой ставки хватит, чтобы испортить результат. Увы, нам недоступны кредиты ФРП под 5% и тем более под 3% — приходится брать под 28%. Мы постоянно общаемся с Минпромторгом, выходим с предложениями, но пока безрезультатно.
В прошлом году на базе Sollers Atlant «СТ Нижегородец» представил автомобиль скорой помощи. В этом году машину показали с обновленным салоном: учтены все пожелания медиков в части организации рабочего места, расположения оборудования, удобства эксплуатации. Появилось больше розеток и даже разъемов USB, новые, более удобные кресла. Между тем основным заказчиком «СТ Нижегородец» остается сам «Соллерс».
В части расширения модельного ряда Владимир Гойхман анонсировал выход в среднетоннажный сегмент — 8, 12 и 18 тонн, а равно и появление новых «легковых» модификаций, в частности, на базе недавно представленного Sollers SF1 планируется спроектировать версию для инкассаторских служб. Ключевым заказчиком, по мнению Владимира Гойхмана, может стать Сбер. При этом гендиректор «СТ Нижегородец» сообщил, что в условиях стапельного производства компания с легкостью адаптирует мощности под выпуск новых модификаций.
---
Теперь переходим к другим экспонентам. Ключевой новинкой компании «Промтех» стала модель Капитан 4х4, спроектированная и изготовленная на базе пикапа Huanghai N7.
Колесная база Kapitan 4х4 — 3404 мм, мощность дизеля — 143 л.с. Медицинский салон утепленный, рассчитан на четверых медиков и одного лежачего пациента.
В активе Kapitan 4х4 — двухконтурная пневмоподвеска и круиз-контроль.
Когда ожидать живые машины? Оказывается, к июню следующего года, причем на базе не импортированных пикапов, а собранных в России, судя по всему, отверточным методом. Поначалу мы подумали, что «Промтех» будет приобретать автомобили, официально завозимые «Обуховым». Напомним, что недавно этот дилер получил ОТТС на полноразмерный китайский пикап. Однако, как нам подсказали наши конфиденты, «Промтех» станет сотрудничать с «Обуховым» только по линии сертификации и сервисного обслуживания. Как ясно из названия, машину представят в России под собственным брендом «Промтеха». Объясняется это тем, что компания подписала Специальный инвестиционный контракт на сборку.
Под этот проект «Промтех» строит в Нижнем Новгороде отдельный сборочный завод, где будут выпускать даже пригородные автобусы! Ожидаемые объемы выпуска — около 1400 машин в год. Собственно, за полноприводным Kapitan уже образовалась очередь: как нам рассказали сотрудники фирмы на стенде, выставочный образец то и дело норовят приобрести, причем не только российские интересанты (в том числе коммерческие службы скорой помощи из Москвы), но и эксплуатирующие организации дальнего зарубежья — вчера подход сделала делегация из Анголы…
Вообще, стенд нижегородского «Промтеха» был на «Здравоохранении-2024» самым интересным.
Чего стоит версия Largus, которой может управлять инвалид-колясочник. При этом компоновка салона позволяет перевезти лежачего больного на тележке-каталке.
А вот этот Kapitan — уже не для простых больных! Обратите внимание, что у машины скрытое бронирование по классу Бр3. Это означает, что по ней можно вести стрельбу из АК-74 калибра 5,45 мм или из пистолета Макарова калибра 9 мм — и пациент останется невредим.
В медицинской Lada Vesta SW Cross можно перевезти одного лежачего. Салон можно дооснастить облучателем-рециркулятором и другим медицинским оборудованием.
В Largus KUB с высокой крышей можно оказывать помощь лежачему больному в дороге. Дополнительно имеется складное кресло для сидячего пациента.
Медицинская ГАЗель с пневмоподвеской задних колес на односкатных шинах, но без полного привода разработана самим ГАЗом, ее представили на стенде компании-дистрибьютора «Современные автомобильные технологии».
В машине увеличен объем салона и применена мебель «уменьшенной глубины», благодаря чему стало удобнее перемещаться.
Логично спросить: а где же санитарка на базе Sobol NN 4х4? Оказывается, машина уже есть, но первым делом ее отдали в военное ведомство. В скором времени ее могут представить и в исполнении для гражданских служб.