В конце сентября на должность директора по легковым автомобилям КАМАЗа назначили Елену Фролову, которая прежде работала гендиректором совместного предприятия «Мазда-Соллерс» во Владивостоке. Судя по всему, первым проектом ее команды стала оценка целесообразности налаживания российской сборки JAC Yttrium 3 — «зеленой» новинки этого года, представленной на автосалоне в Шанхае. Электромобиль спроектирован на масштабируемой электрической платформе DI и представляет собой переднеприводный хэтчбек В-класса с колесной базой 2620 мм и длиной 4 метра. Формально Yttrium 3 пятиместный, однако, смогут ли в реальности сзади там усесться три европейца, непонятно. На родине машина представлена с двумя исполнениями батарей: базовое обеспечивает номинальный пробег на одной зарядке в 405 км, более дальнобойный вариант — 505 км. Базовая батарея идет с электромотором мощностью 70 кВт и моментом 135 Нм, АКБ большей емкости — с мотором в 100 кВт и моментом 175 Нм. Максимальная скорость обеих версий ограничена потолком в 150 км/ч. Кстати, в технических характеристиках на китайском сайте JAC указано, что терморегуляция батареи жидкостная, а в описании платформы DI на презентации весной говорилось, что для этого будет использоваться некий «тепловой насос». По типу катода расхождений нет — литий-железо-фосфатный.
В Китае JAC Yttrium 3 продается по цене от 89 900 до 127 900 юаней, что по курсу 14 рублей за юань дает диапазон рублевых цен 1,26–1,8 млн. Это значит, что с началом сборки в России и учетом всех попутных затрат теоретически ее цену можно будет уложить в 2,7-2,9 млн рублей без учета госсубсидий. Между тем «серые» российские дилеры уже предлагают доставку автомобиля из Китая по цене от 2,1 млн рублей.
Согласно проекту КАМАЗа, в первый год планируется собрать всего одну тысячу электромобилей JAC Yttrium 3. Судя по всему, пока вопрос о выпуске машин в России окончательно не разрешен, по крайней мере, мы не знаем, дало ли руководство JAC отмашку на старт проекта. Отметим, что JAC выпускает еще несколько электромобилей в Китае, среди которых есть и более дешевые, к примеру, хэтчбек А-класса Huaxianzi с колесной базой 2390 мм предлагают всего за 59 900 юаней. Однако выбор Yttrium 3 объясняется просто — это первая модель, сконструированная на новейшей платформе DI, разработанной в сотрудничестве со специалистами VW, и все следующие электромобили JAC будет выпускать на ней. Пока проект сборки JAC Yttrium 3 не включен и в специальный инвестиционный контракт КАМАЗа: в нем только две легковые машины — Москвич 3 и Москвич 3е.
Интересно, что информация о возможной «русификации» JAC Yttrium 3 вызвала большую тревогу в руководстве другого российского электрического проекта Atom, о проблемах которого с финансированием и реализацией идеи мы несколько раз писали. На предмет конкуренции с машиной Атом китайский Yttrium 3 анализировал лично исполнительный директор Харальд Грюбель. Со своей стороны мы можем успокоить заграничного руководителя: Yttrium 3 действительно не конкурент Атому, хотя бы по той простой причине, что китайцы уже вовсю его производят, а в активе российского стартапа пока только один-единственный ходовой макет, причем базового уровня — он может разогнаться лишь до скорости около 15 км/ч. Скажем больше: недавно и его разобрали! Дело в том, что макет возили на выставку TAXI 2023, которая проходила в Сочи, а на обратном пути повредили. Кстати говоря, по нашим данным, без учета госсубсидии за маленький Atom с весьма спорными эргономическими решениями будут просить около трех миллионов рублей, то есть китайский проект КАМАЗа может оказаться еще и дешевле…
Между тем реальную конкуренцию Атому может составить другой российский стартап — электрический кроссовер e-Neva Обуховского завода. Его проект куда как более проработан, сама концепция более привычна для покупателей, да и место для сборки уже выбрано — бывший завод Toyota в Санкт-Петербурге. Кстати, его ходовой макет разгоняется быстрее, чем разобранный макет Атома… Впрочем, мы от души желаем удачи всем трем проектам, а лучший, как всегда, выберет покупатель.