В этом году российское представительство JAC неоднократно подтверждало информацию о запуске нынешней осенью субкомпактного кроссовера JS4. Более месяца назад стала известна и дата премьеры – последняя неделя октября. Сотрудники российского офиса JAC, с которыми мы разговаривали, заверяли нас, что премьера будет проведена вживую, а не «пандемийным» способом, то есть, через интернет. И вот не далее как неделю назад нам стало известно, что машину будут показывать именно онлайн. Что ж, ничего удивительного в этом мы не нашли, ибо тяжёлые времена – экономия средств и т.д. Официальные приглашения на онлайн презентацию JS4 внешняя российская пресс-служба JAC разослала в день премьеры, то есть, 28 октября, обозначив время начала – 15:00 по московскому времени. Однако, ни в заявленное время, ни позже мероприятие не состоялось.
Мы стали наводить справки и выяснили, что штаб-квартира JAC запретила своему российскому офису проводить презентацию по настоятельной просьбе КАМАЗа, который, как мы помним, официально фигурирует как «производственный партнёр» Московского автомобильного завода «Москвич». Более того, один из наших собеседников сообщил, что китайцы спустили директиву не инициировать публикации по JAC JS4 в российской прессе и вообще по возможности исключить любую медийную активность по этой модели. Предположим, причина заключается в том, чтобы воспрепятствовать пересечению на рынке двум моделям JAC и «Москвич», представляющим собой одну и ту же машину.
Из полученной нами информации следует несколько выводов. Во-первых, на «Москвиче» совершенно точно будут выпускать модели JAC. Напомним, что генеральный директор предприятия Дмитрий Пронин до сих пор не называет поставщика машинокомплектов, предпочитая формулировку «восточный партнёр». При этом ещё на официальной съёмке Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, сделанной в июле на территории «Москвича», и выпущенной в качестве медийного сопровождения встречи мэра столицы Собянина, директора КАМАЗа Когогина и гендиректора «Москвича» с оставшимися сотрудниками завода, уже засветились комплекты моделей JAC. Кроме того, на той же встрече журналистам продемонстрировали рисунки будущих «Москвичей», представлявших собой модели JAC без опознавательных знаков. И вот сегодняшняя информация, полученная редакцией Дрома, не только подтверждает прежние соображения, но и не оставляет сомнений: JAC совершенно точно станет поставщиком машинокомплектов для «Москвича», правда, не факт, что единственным.
Вывод второй: решение китайской стороны тормознуть запуск JAC JS4 (или даже – отменить его вовсе) не только подтверждает амбиции руководства «Москвича» по выпуску 50 000 машин в 2023 году и 100 000 в 2024 году, но и говорит о наличии договорных обязательств. Если бы китайцы не были уверены, что КАМАЗ на пару с «Москвичом» закупит у них в 2023-2024 году 150 000 машинокомплектов (как для отвёрточной сборки, так и для CKD), они не корректировали бы работу своего российского представительства – это очевидно. Напомним, что в первые три квартала 2022 года на нашем рынке на учёт встал 861 автомобиль JAC, а в 2021 году – 1772 шт. Проще говоря, китайцы не хотят рисковать прибылью от сотрудничества с КАМАЗом, которая многократно выше прибыли от продаж легковушек российским офисом. А только ли об этой прибыли идёт речь? Вероятно, нет. На днях мы писали, что КАМАЗ анонсировал линейку собственных электромобилей: почему бы не предположить, что и здесь участвует JAC – скажем, в качестве технологического партнёра?
Вывод третий: КАМАЗ для «Москвича» – не только производственный партнёр, не только маркетинговый партнёр, а вообще – головная организация. Другими словами, «Москвич» – это не более, чем филиал КАМАЗа. Кстати, протокольная видеосъёмка с упомянутой июльской встречи на московском заводе ярко иллюстрирует это: основными спикерами были Собянин и Когогин, а Дмитрий Пронин держался скромно, чуть поодаль, временами даже не попадая в кадр. Наконец, напомним, что Дмитрий Пронин, с которым мы общались с августе на МИМСе, отказался отвечать на наш вопрос, о том, кто конкретно закупает машинокомплекты – «Москвич» или КАМАЗ. Исходя из представленной в настоящей заметке информации мы опять же можем сделать вывод, что – КАМАЗ.
Однако, это не конец истории. По нашим данным российские дилеры под несостоявшуюся презентацию уже получили небольшие партии JAC JS4! Мы не располагаем сведениями об общем количестве, однако, нет сомнений, что в Россию машины завезли впрок – с расчётом на продажи партии в первом квартале 2023 года. Предположим, что речь может идти о 500–700 экземплярах. Что с ними будут делать?.. С другой стороны, близкие к компании собеседники не подвердили нам, что Китай безоговорочно отменил выпуск машины на российский рынок – вероятно, ведутся поиски компромиссного решения, однако, не исключено, что с учётом поставок на «Москвич», китайцы могут просто покрыть дилерам все издержки.
Но даже и это не главное. Вспомним, что первый, ещё довоенный автомобиль московского завода КИМ-10 (в последствии модернизированный) по сути представлял собой Ford Prefect. Вторая модель – уже с названием «Москвич-400» – это копия Opel Kadett К38. В обоих случаях эта информация публиковалась и в заводской многотиражке, до войны называвшейся «Кимовец», и в центральной советской печати. Так зачем сейчас, в 2022 году, скрывать, что очередным «Москвичом» будет китайский JAC, зачем делать то, чего не делали (хотя могли сделать с куда большим успехом) в 1939 и в 1947 годах? На этот вопрос – конечно, риторический, ответ простой: в нашем автопроме всё хорошо, и других проблем, кроме как по сокрытию китайского происхождения новых «Москвичей» просто нет. Всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо…