Эта история началась несколько дней назад, когда мы обнаружили, что электромобили концерна Dongfeng, выпускаемые в России на заводе «Моторинвест» в Липецкой области под брендом Evolute, не прошли полноценной сертификации, то есть не получили Одобрения типа транспортного средства. Эволюты подвергли процедуре упрощенной сертификации с выдачей Заключения об оценке типа транспортного средства. Это означает, что машина по ряду параметров не соответствует «Техническому регламенту Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств». Напомним, что в части Эволюта мы не смогли уточнить, в чем же заключается эта «упрощенность», поскольку пресс-служба бренда без объяснения причин отказалась с нами взаимодействовать, не проведя ни единой коммуникации.
С другой стороны, мы прекрасно знаем, чем отличались упрощенные Lada и УАЗы: в них отсутствовали либо модуль системы «ЭРА-ГЛОНАСС», либо подушки безопасности, либо модуль антиблокировочной системы, либо все перечисленное. В то же время грузовые заводы РФ, все как один находящиеся под адресными санкциями, тоже получили упрощенные сертификаты на упрощенные машины.
Напомним, что Заключение об оценке типа транспортного средства можно оформить исключительно на автомобиль российской сборки. Мы рассудили: если в Липецкой области собирают упрощенных «китайцев», что мешает это делать в Тульской области? Расчет оказался верным: еще 26 июля одним махом на все машины российского производства, то есть на Haval Jolion, H9 и компактные кроссоверы F7 и F7x, выданы свои Заключения об оценке типа транспортного средства.
Сразу после этого возникают два вопроса. Первый — чем же отличаются упрощенные Haval от обычных? И второй — а информирует ли компания об этом клиентов? Начнем со второго. Мы тщательно изучили потребительский сайт бренда и для начала убедились, что никаких новых комплектаций там не появилось. К примеру, Jolion предлагают в исполнениях Comfort, Elite и Premium, то есть ровно в тех, что и на старте производства. Затем мы внимательно просмотрели списки опций — как и прежде, в базовой Comfort в разделе «Безопасность» числится «Система ГЛОНАСС». Может быть, в упрощенном Джолионе отсутствуют подушки или антиблокировочная система? Нет — тоже на месте. Короче говоря, оказалось, что, как и при договоре ипотеки, самую важную информацию нужно искать внизу, под звездочкой и мелким шрифтом. Правда, на странице Jolion искомые сведения были размещены даже под четырьмя звездочками: «**** На некоторых автомобилях HAVAL может отсутствовать система / устройство вызова экстренных оперативных служб (блок "ЭРА-ГЛОНАСС")».
Стало быть, информирование на уровне представительства налицо, а что в салонах? Оказывается, «упрощенные» Haval уже давно завозят — примерно с тех пор, как были получены документы. Практика обычно такова: после того как клиент «вышел на сделку», менеджер его предупреждает, что так и так, но ГЛОНАССа у вашей машины нет, — и дает подписать соответствующую бумагу, что клиент не против. Ни один из нескольких опрошенных нами продавцов и сотрудников дилерских центров Haval не упомянул о том, что хотя бы один покупатель отказался от машины. А мой давний приятель — из руководства крупного ДЦ и вовсе резюмировал по-народному: «Всем пофиг, никого этот ГЛОНАСС не интересует».
В случае с модулем ГЛОНАСС удивляться не приходится, а вот если бы речь шла о подушках безопасности не в приложении к машинам Lada, а к «иномарке Хавейл»?.. Кстати, мы проконсультировались в НАМИ с коллегами, которые занимаются сертификацией, и они нам сообщили, что теоретически получить Заключение об оценке типа транспортного средства может модель с достаточно широким списком несоответствий «Техническому регламенту Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств».
Напомним, что законодательно возможность вывода на рынок упрощенных машин была предусмотрена постановлением правительства Российской Федерации № 855 от 12 мая 2022 года. Первоначально срок действия механизмов упрощенной сертификации ограничили 1 февраля 2023 года, однако с высокой долей вероятности его могут продлить до конца года или даже до конца 2024 года. Дело в том, что именно к этому сроку глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов пообещал полностью импортозаместить все электронные компоненты в автомобильной отрасли.
ОБНОВЛЕНИЕ 25 ноября 12:00 МСК: Получен официальный комментарий от центрального офиса российского отделения Haval: «На данный момент новые автомобили HAVAL не оснащаются системой/устройством вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС, что допускается постановлением правительства РФ. Автомобили локального производства будут дооборудованы данной системой/устройством в официальном дилерском центре HAVAL в установленные законом сроки. HAVAL адаптирует продукцию в соответствии с действующими законодательными нормами».