Несмотря на резкий рост цен с началом украинских событий и, как следствие, сокращение доли утилизационного сбора в цене машины, глубина локализации остается важным фактором конкурентоспособности российских автопроизводителей, по крайней мере, на перспективу. Дело в том, что программа дифференцированной компенсации утильсбора, утвержденная Минпромторгом, предусматривает существенный рост целевого уровня локализации до 2028 года. Стало быть, в случае увеличения предложения автомобилей на рынке и возврата к ценам января 2022-го вопрос компенсации утильсбора снова приобретет чрезвычайный характер. Не будем забывать, что и сам утильсбор могут повысить, о чем недавно просил правительство президент АВТОВАЗа Максим Соколов.
Единственным кроссовером, вставшим на конвейер в России в 2022 году, стал Haval Dargo — представительство китайской фирмы отчиталось о поставке первых экземпляров дилерам в июне. Это были машины российской сборки, а с августа продавцы начали получать и китайские Dargo. 3 октября 2022 года Тульская торгово-промышленная палата выдала акт экспертизы, подтверждающий производство на заводе «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» двух модификаций Haval Dargo — CC6460AZ02B с передним приводом и CC6460AZ22B с полным. 24 октября 2022-го завод подал документы в Государственную информационную систему промышленности и в конце декабря получил соответствующее заключение Минпромторга.
Без учета 135 баллов за НИОКР локализацию Dargo оценили всего в 1000 баллов. 400 баллов пошли за сварку кузова, еще 500 — за окраску. Остальные 100 баллов — мелочовка за наличие модуля «ЭРА-ГЛОНАСС»: 25 баллов — за выполнение требований в части прав собственности, столько же — за наличие в одной из стран ЕврАзЭС сервисного центра и выполнение требований по процентной доле стоимости использованных при производстве иностранных комплектующих изделий. По десять баллов получили следующие пять позиций: «сборка и монтаж всех элементов электронной компонентной базы на печатную плату», «запись в энергонезависимую память микропрограммного обеспечения», «сборка и монтаж готовой продукции», «проведение технического контроля» и контроль характеристик готового изделия.
При всем при этом некоторые Дарго российской сборки идут и без модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» — они продаются не по Одобрению типа транспортного средства, а по Заключению об оценке типа. Напомним, что этот документ получить проще, быстрее и дешевле. Такой процедурой уже воспользовались многие российские автопроизводители, так что, если вам до зарезу нужна «ЭРА-ГЛОНАСС», уточняйте ее наличие на Хавейлах (в том числе и на Дарго) перед походом в кассу.
Обращаем внимание, что в отличие от моделей F7/F7x и Джолиона для Дарго в России не выполняют штамповку. Причина этого может крыться в ограниченных мощностях прессового производства или в том, что кузов Дарго варят не по методу CKD-4, то есть на автоматической линии, а по методу CKD-2, то есть сварочными клещами из крупных подсборок, уже сваренных на заводе в Китае (так варили кузов Н9). Опять же, поставить кузов Дарго на линию сварки вместе с кузовами F7/F7x и Джолиона технически возможно, поскольку формально F7/F7x и Джолион спроектированы на разных платформах, при этом в основе Дарго — та же платформа LEMON, что и в основе Джолиона.
Чтобы понять, о чем говорят баллы локализации, вспомним, что с 2023 года для любых машин, относящихся к категории М1, для полной компенсации утилизационного сбора на модификацию должны быть начислены 2567 баллов. Если же набирается в два с половиной раза меньше (как в случае с Дарго), то и компенсация будет пропорциональной, то есть вместо 178 400 рублей — около 79 тысяч. Понятно, что оставшаяся сотня тысяч — это ничтожная доля и от базовой рекомендованной цены Дарго в 2,85 миллиона, и тем более от реальной у дилера. Однако не означает ли это, что Haval может закрыть завод в Тульской области за ненадобностью и переключиться на импорт? Да, может, но это зависит исключительно от того, сколько субсидий китайский завод сможет выжать из нашего правительства в обмен на выполнение условий СПИКа.
Ну и в завершение один небезынтересный факт, объяснения которому у нас пока нет. Оказывается, в Казахстан машины российской сборки (в том числе и Дарго) не берут — туда идет только импорт…