Глава АВТОВАЗа Максим Соколов предложил федеральному правительству повысить размер утильсбора на легковые автомобили для сохранения барьера в отношении импортных машин, об этом сообщила газета «Коммерсантъ».
По словам Соколова, на сегодня утильсбор составляет в среднем 170 тысяч рублей на автомобиль. Прежде такая сумма составляла 10-15% его общей стоимости, но сейчас — менее 10% по многим моделям, поскольку машины значительно подорожали.
Утильсбор выполняет роль барьера от импорта, но платится за все автомобили — и ввезенные, и выпущенные в РФ. Базовая ставка сбора для легковушек составляет 20 тысяч рублей. Она умножается на коэффициент в зависимости от объема двигателя. Сумма 170 тысяч рублей, которую назвал господин Соколов (точнее, 178,4 тысячи), представляет собой сбор для машин с двигателем 1–2 тысячи куб. см. Действующим в РФ автопроизводителям расходы на утильсбор компенсируют из госбюджета частично или полностью (в зависимости от степени локализации).
В предыдущий раз утильсбор в России повышали в 2020 году, тогда в среднем в сегменте легковых автомобилей коэффициенты выросли на 110,7%, что привело к увеличению цен не только на импортные, но и на произведенные в РФ машины.
По данным «Коммерсанта», в Минпромторге РФ возможность повышения сбора за последнее время обсуждали несколько раз, однако до сих пор ответ был отрицательным — в министерстве опасаются, что такой шаг приведет к очередному резкому повышению цен на авто.
Глава АВТОВАЗа Соколов говорит, что организация крупноузловой сборки китайских автомобилей на бывших российских заводах европейских и японских концернов — неправильный подход, который «создает иллюзию, что у нас быстро восстановилась промышленность». АВТОВАЗ же планирует вложить 60 млрд рублей до 2026 года в разработку и запуск в производство собственных продуктов. На волжском автогиганте считают, что крупноузловая сборка китайских автомобилей вредна для авторынка и экономики — господдержку таким проектам давать нельзя. При этом сам АВТОВАЗ предложил проект по сборке «китайцев» на бывшем заводе Nissan Manufacturing Rus для того, чтобы «выбить почву» из-под конкурентов и не уступать им площадку, где они могли бы развернуть очередной «отверточный» проект.