Федеральная антимонопольная служба России одобрила покупку питерского автозавода GM фирмой с названием ООО «Юнисон Авто Рус». Несложно понять, что это российская «дочка» белорусского завода «Юнисон», которым владеет одноименное британо-белорусское СП. Если быть совсем точным, то 30% ООО «Юнисон Авто Рус» принадлежит белорусскому ООО «Юнисон авто», по 25% — у председателя набсовета «Юнисона» Алексея Ваганова и Владимира Ботвинко, 20% — у британской «Баксуорт трэдинг лимитед».
Почему это важно?
Перед закрытием этот завод делал легковые машины на платформе Global Compact — Opel Astra и Chevrolet Cruze. Ведомости вчера написали, что (цитирую) «завод рассчитан на крупноузловую сборку с низким уровнем локализации» (конец цитаты), но это не так. Основную продукцию завод выпускал по полному циклу, со сваркой и окраской. Крупноузловым методом там собирали только кроссоверы Chevrolet Captiva и Trailblazer. В общем, завод довольно универсален, но, конечно, сварочное оборудование настроено на Global Compact. Теперь смотрим, с кем сотрудничает «Юнисон Авто» в Белоруссии и что он может поставить на питерский конвейер. Вуаля: в партнерах «Юнисона» значатся как GM, так и PSA, которому сейчас принадлежит марка Opel. А сборку чего проще всего наладить на заводе, который уже собирал Opel? А какая уважаемая в мире марка автомобилей ныне официально не представлена в России, но у которой неплохой имидж, куча сервисных центров и большое количество автомобилей на вторичном рынке? А какая марка в ближайшее время переведет свои модели на платформы PSA, сделав возможной (и недорогой!) покупку лицензии на автомобили поколения GM Global Compact? А под какие модели штамповочный завод Gestamp во Всеволожске делал кузовные детали, сохранил оснастку и готов выпуск этих деталей возобновить?
Логика приводит нас к двум моделям Opel — Astra и Antara. Более свежие модели, такие как Grandland X и Crossland X (напомню: самый востребованный сейчас тип автомобиля в России — кроссовер, и начинать производство других машин, не имея кроссовера, — стратегическое самоубийство), PSA вряд ли позволит собирать в России сторонней фирме, у них самих завод в Калуге недогружен. А вот машины на старых платформах — да не вопрос! Означает ли это, что «Юнисон» не может начать производить в Питере не Opel, а, допустим, Zotye. Нет, не означает. Но сравните потенциальную емкость рынка для Opel и Zotye, и все встанет на свои места. К тому же Zotye «Юнисон» уже делает в Белоруссии, и большинство этих машин идут в Россию. Локализовывать китайцев под Питером — это оголять белорусский конвейер. Так что Opel наиболее вероятен. Некоторые шансы еще есть у Baojun, это «джиэмовский» бренд в Китае, который давно хочет зайти в Россию. Ну и оставим некоторый процент вероятности появления нового бренда, точнее, какой-нибудь известной машины под новой торговой маркой от «Юнисона».