22 февраля в Москве прошла презентация электрического грузовика EVM PRO, созданного фирмой «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» из Санкт-Петербурга. Это одна из двух компаний, подавших заявки в Минпромторг РФ на работу в режиме специнвестконтракта (СПИКа), который дает ряд льгот в обмен на локализацию продукции. Обе заявки на СПИКи, кстати, уже одобрены. А представители «Электромобилей Мануфэкчуринг Рус» заявили, что будут первыми производителями серийного отечественного электромобиля. Руководит проектом Илья Рашкин, CEO TGE Group.
Электромобиль EVM PRO создан на базе шасси УАЗа Профи. Конвертация в электромобиль происходила силами инженеров ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». Как утверждают создатели, часть электрических компонентов — собственных разработки и изготовления. Например, вся силовая электроника и синхронный электродвигатель мощностью 85 кВт (с возможностью апгрейда до 200 кВт). Говорят, что этот мотор имеет рекордно низкую массу, всего 50 кг. Но не указывается, какой тип охлаждения для него применяется.
Тяговые аккумуляторы состоят из китайских литий-железо-фосфатных ячеек, которые почему-то названы «аккумуляторами нового типа». Для АКБ создана оригинальная система термостатирования — с подогревом от дизельного автономного отопителя. Но она заявляется только как опция для холодного климата.
Емкость батареи — 80 А*ч, на полном заряде EVM PRO способен проехать 300 км (неясно, правда, с нагрузкой или без). А максимальная скорость составляет 80 км/ч. Машина укладывается в 3,5 тонны полной массы, так что ей можно управлять с правами категории В. Полезная нагрузка — 1 тонна.
К сожалению, на официальном сайте нет документального подтверждения заявленных характеристик. Стоить электромобиль будет 3,5 млн рублей, это цена уже готового фургона, с «будкой».
Производить EVM PRO планируют в Москве, в технопарке «Технополис Москва», где к августу должны оснастить мощности на 1000 машин в год, на что потребуется 96 человек. Первые товарные экземпляры планируют выпустить в сентябре.
Увы, на наш письменный запрос представители «Электромобилей Мануфэкчуринг Рус» не ответили. Поэтому обозначим параметры проекта, вызывающие сомнения и вопросы.
1000 электрогрузовиков в год — этот производственный объем определен исходя из мнения неких экспертов (так сказано на сайте evm.eco). Цитата: «потенциальный объем рынка электрических промтоварных грузовиков с объемом кузова 7-16 м3 только в России составляет более 10 000 шт. в год». Нам такая оценка кажется сильно завышенной. Например, ГАЗ с 2021 года собрал всего несколько ГАЗелей e‑NN. Аналогичная ГАЗель NEXT Electro от фирмы «Спецавтоинжиниринг» с 2016 года разошлась в нескольких десятках экземпляров.
Довольно показательно мнение «Группы ГАЗ» по поводу перспектив электрических LCV в России, высказанное в ответ на наш запрос: «Мы не видим сколько-нибудь значительного активного спроса на коммерческий электротранспорт. Это связано и с отсутствием зарядной инфраструктуры, и с неготовностью бизнесов платить более дорогую цену за экологичный транспорт. По нашему мнению, без принятия каких-то значимых мер государственной поддержки покупателей спрос на такие машины в ближайшей перспективе может составить не более нескольких десятков единиц в год».
Однако журналу Forbes Илья Рашкин заявил, что первые 400 машин уже проданы: идет подготовка контракта с Александром Лебедевым, владельцем Национального резервного банка.
На официальном сайте проекта опубликовано предложение проинвестировать в проект EVM PRO. При этом не называются даже базовые параметры бизнес-плана: объем сделанных инвестиций, окупаемый объем производства и срок окупаемости проекта. Заявленные характеристики электромобиля не подтверждены документально, во всяком случае, на официальном сайте протоколов испытаний нет. Как нет в базе Росстандарта ОТТС (не находится по словам EVM PRO). В НАМИ нам подтвердили, что у них сертификационные испытания машина не проходила. А ведь 1000 штук в год — это серьезный объем, тут нужна полноценная сертификация, а не на ограниченную партию. Это займет несколько месяцев.
На УАЗе нам сообщили, что договора с ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» на поставку шасси УАЗ Профи нет.
При этом команда Ильи Рашкина стремится заключить обязывающий СПИК и получить льготы. Сама фирма «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» зарегистрирована в здании, находящемся прямо напротив Санкт-Петербургского государственного политехнического университета им. Петра Великого, где создан Центр разработок и инноваций электрического транспорта. Этим центром руководит основатель «Электромобилей Мануфэкчуринг Рус» Илья Рашкин. Напомним, что именно в питерском Политехе на государственные деньги создавался прототип электромобиля Кама-1, оказавшийся никому не нужным. Во всяком случае, реальный электромобиль КАМА, проектируемый ныне на средства Сергея Когогина и Рубена Варданяна, не имеет с питерским прототипом ничего общего.