Когда прошлой весной я узнал, что «каблуки» В9, то есть Peugeot Partner и Citroen Berlingo второго поколения, в силу санкционных причин не получится быстро вернуть на конвейер калужского завода ПСМА, с грустью подумал, что предприятие постигнет печальная участь: либо закроют, либо продадут российскому интересанту, а уже потом закроют. Ну или в крайнем случае сначала продадут, затем начнут прикручивать колеса к китайским машинам, а потом уж точно закроют. Однако ПСМА — тот редчайший случай, когда мои тягостные ожидания не сбылись.
Перед Новым годом мы давали большую заметку о возрождении предприятия с новой моделью — Citroen C5 Aircross (до февраля 2022 года ее импортировали), а уже в марте предложили читателям репортаж с запуска сборки. Помню, что во время прогулки по цехам несколько коллег спросили меня: как я думаю, на чьи деньги удалось перезапустить производство? Я в шутку отвечал: судя по тому, как гладко идут дела, речь идет о деньгах лично президента Stellantis Карлоса Тавареса. На самом деле, как мы говорили, бизнес ведет компания «Автомобильные технологии», где есть свой Таварес — относительно молодой, но уже вполне состоявшийся менеджер от автомобильной индустрии Павел Безрученков, который и был ключевым докладчиком на заводе. Что важно: Павел — выходец из Минпромторга. Судя по всему, не в последнюю очередь благодаря его связям в ведомстве удалось быстро получить не только Одобрение типа транспортного средства на машину калужской сборки, но и Заключение о производстве промышленной продукции от Минпромторга.
Союз «Торгово-промышленная палата Калужской области» выдал акт экспертизы на локализацию Citroen C5 Aircross 17 мая. 24 мая «Автомобильные технологии» подали заявку в Государственную информационную систему промышленности, и уже 5 июня Министерство промышленности и торговли выдало заключение! С такой скоростью ведомство не работает даже на благо АВТОВАЗа, который де-факто входит в его «периметр», а тут — пожалуйста! Значит, могут, когда захотят… Правда, не исключено, что такая скорость стала результатом модернизаций, привнесенных новым министром промышленности и торговли Антоном Алихановым, который сел в кресло Дениса Мантурова не далее как 14 мая.
Однако ближе к заключению. Читатели Дрома знают из наших репортажей, что Citroen C5 Aircross стартовал с нулевой локализацией. При этом Павел Безрученков озвучивал обширную программу в этом направлении — от применения российских красок и шин (по соседству с ПСМА располагается «Кордиант Калуга») до узлов и агрегатов от отечественных производителей как ориентира на дальнюю перспективу. Стало быть, пока речь идет только о баллах, начисленных за проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Все НИОКР потянули на 1283 балла. С учетом целевого уровня локализации на 2024 год в 2567 баллов это означает, что «Автомобильные технологии» будут получать частичную компенсацию утилизационного сбора в размере 150 241 рубль с каждых 300 600 рублей, уплаченных в казну по выпуску одной машины. Не исключено, что «Автомобильные технологии» в лице директора по стратегическому развитию Павла Безрученкова сумели договориться с Минпромторгом на дополнительные субсидии. Не забудем, что и сам завод, где идет контрактная сборка, имеет статус резидента индустриального парка «Росва», что тоже дает некоторые финансовые послабления.
Интересно, что указанные 1283 балла, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами за которые «Автомобильные технологии» отчитались еще в декабре прошлого года, честные. Они относятся непосредственно к разработке технологии сборки по методу SKD-4 выпускаемой в Калуге модели Citroen C5 Aircross. При этом, по действующим сейчас правилам, любой российский автопроизводитель может распространять баллы за НИОКР на машины, по которым эти НИОКР не производились. Проще говоря, весь объем НИОКР в баллах распространяется на каждую из выпускаемых моделей. Так было с баллами за НИОКР КАМАЗа, которые начислялись Москвичу 3, так было с баллами за НИОКР АВТОВАЗа, которые начислялись на Lada X-Cross 5 (она же FAW Bestune T77), так будет с баллами за НИОКР все того же АВТОВАЗа, которые непременно распространят на Xcite X-Cross 7 (он же Chery Tiggo 7 Pro). Тут возникает еще один момент: если «Автомобильные технологии» за подготовку сборки SKD-4 одной модели получили 1283 балла, то почему сейчас у АВТОВАЗа за НИОКР действует всего 1941 балл? Если вспомнить, что они учитывают еще и объем выпуска машин, возникает вопрос: а не умерли ли НИОКР на АВТОВАЗе в принципе?..
Короче говоря, тут бы впору и порадоваться за «Автомобильные технологии», однако впереди у компании препятствия куда как более серьезные, чем сложнейший, особенно в текущих условиях, запуск сборки в Калуге. Речь о поиске путей снижения цены. Для того чтобы, с одной стороны, скинуть цену на машинокомплект, а с другой — заинтересовать российских поставщиков, нужно дать объем ну хотя бы 10 000 в год. А для этого, видимо, придется занять денег у китайских финансистов, ибо с действующей сейчас в России ключевой ставкой вести не дотируемый государством бизнес в принципе не представляется возможным. Впрочем, не исключено, что менеджмент «Автомобильных технологий» придумает уникальные или даже гениальные решения…