— Ты Доманскому позвони, он все знает! — именно так говорили вазовцы, если не могли что-то прокомментировать.
Валерий Иванович действительно был в курсе всего, что делалось на «АвтоВАЗе». Казалось, что он продолжает там работать, хотя на самом деле из НТЦ его уволили и он перебивался на сызранском заводе «Кардан». А это был совсем не его масштаб.
Масштаб Доманского был много большим. Непредставимо, неизмеримо большим.
Он работал с Прусовым еще над первой «Нивой», потом уже в роли ведущего конструктора вел проекты по ее модернизации — ВАЗ-21213 и 21214. Фактически Ладу 4х4 в том виде, в котором она сходит сейчас с конвейера, сделал он, Доманский. Как говорят его коллеги, он остался в тени Прусова, хотя практической работы сделал намного больше.
Самый главный его проект, работа, на которую ушла значительная часть жизни — это плавающая «Нива» (ВАЗ-2122 «Река»), созданная по заказу Минобороны, да так и не дошедшая до конвейера.
А потом он в роли ведущего конструктора делал «Ниву»-2 (2123), которую сейчас выпускают на «GM-АвтоВАЗ» как Шеви-«Ниву». Долгие годы он «доводил» машину, выполняя роль переговорщика между «АвтоВАЗом» и GM. Большинство улучшений в Шеви-«Ниве», сделанных в последние годы, — это тоже его работа, или сделанная с его участием.
Доманский поработал и над «Нивой» третьего поколения, проектом, ныне положенным в архив. Он считал, что «Нива» должна остаться хорошим внедорожником, а компоновочные проблемы имеющейся платформы можно решить удлинением базы и совмещением раздатки с коробкой передач. Такой он и видел конструкцию «Нивы»-3: продольно расположенный приоровский мотор, реечное рулевое управление, измененное крепление раздаточной коробки. И новый дизайн, конечно.
Всего этого уже не будет, нынешние владельцы «АвтоВАЗа» взяли курс на использование в «Ниве»-3 платформы нового Дастера. Валерий Иванович, узнав об этом, побелел от беспомощности, сочтя такое решение предательством самой идеи «Нивы». Боже, как он ненавидел Duster и вообще Renault, как не стеснялся в эпитетах по отношению к французам!
Он вообще все принимал близко к сердцу, мог и нагрубить в разговоре, если что не нравилось. Оставаясь при этом невероятно великодушным и открытым человеком. И поразительно энергичным. Это Доманский взял на себя львиную долю хлопот по организации похорон Георгия Мирзоева — они были друзьями, еще в молодости вместе работали на УАЗе. Буквально несколько дней тому назад Доманский закончил работу по выставке «40 лет Нивы», проведенной в библиотеке «Автограда» вместе с Союзом Дизайнеров.
Это при том, что до этого у него уже было два инсульта.
В понедельник, 23 апреля, случился третий.
Его сразу отвезли в реанимацию, без сознания. Четыре дня надежды.
Но у Бога, как водится, свои планы.
В сознание Валерий Иванович так и не пришел. Он умер сегодня, в три часа ночи.
Ему было 76 лет.