Совершенно очевидно, что проект роскошного лимузина Aurus нужно было изначально ограничивать бронированными версиями — для главнокомандующего и приближенных лиц. Выпускали бы в НАМИ штучные экземпляры, выбивали бы киянками кузовное железо — и всем было бы хорошо. Но нет, подавай коммерциализацию, подавай промышленное производство, обгоним Rolls-Royce, заткнем за пояс «Красное знамя», то есть китайский Hongqi, на котором, кстати, дружественный Лукашенко принимал парад 9 Мая в прошлом году.
О том, что проект не взлетит, было понятно идиоту, потому что вариантов в таких случаях только два: либо отдавать машину полностью на откуп заграничному производителю — тому же Hongqi, который бы вешал шильдик Aurus на свое «железо»; либо подключать любой российский завод, где имеется какое-никакое действующее производство, какие-никакие действующие инженеры. Кстати, по нашим данным, Аурус усиленно пихали на АвтоВАЗ, но в Тольятти благоразумно отказались. В общем, в ООО «Аурус», зарегистрированном 21 июня 2018 года, уже работает третий генеральный директор — Николай Александрович Ходосевич.
В мае прошлого года на церемонии торжественного открытия серийной сборки в Елабуге президент В. Путин выразил уверенность, что конвейерные машины «будут пользоваться спросом». Между тем пока, как видно, речь не идет ни о конвейере, ни о спросе: в 2021 году на учет встали лишь 20 экземпляров Aurus Senat. Если оперировать относительными показателями, то повод для радости есть, ведь в 2020-м было реализовано всего семь лимузинов. В итогах 2021-го интерес вызывает не столько крохотный объем, сколько происхождение машин. По мнению некоторых наших собеседников, реально образцы серийной сборки, на которые Одобрение типа транспортного средства было получено только в мае 2021 года, дойдут до покупателя в лучшем случае лишь к марту 2022-го. Что за машины продавались после мая 2021 года? Вероятно, те же, что и раньше, то есть образцы из так называемой малой партии на 150 единиц, изготовленные в НАМИ.
ОТТС с шифром TC RU E-RU.MT02.00883 на эту малую партию действует с 31 августа 2019 года и не имеет срока окончания. 30 апреля 2020-го ОТТС получило первое «распространение», из которого стало ясно, что за время, прошедшее с выдачи первого документа, был изготовлен всего один автомобиль. Второе «распространение» получено 10 июня 2021-го — по нему можно было изготовить еще 128 машин. Стало быть, с 31 августа 2019-го по 10 июня 2021-го были изготовлены 22 машины. Короче говоря, мы клоним к тому, что или все, или большинство из двадцати поставленных на учет Аурусов в 2021 году были кустарными, то есть из малой партии, которую клепают в НАМИ.
В отличие от прошлогоднего отчета, мы, увы, не порадуем вас полным перечнем покупателей лимузина из числа юридических лиц, но владельца двух мартовских экземпляров мы вам назовем. Им стало… само ООО «Аурус»! О судьбе остальных 18 машин мы постараемся разузнать, но думаем, что они осели примерно по тому же адресу. Отметим, что все образцы, поставленные на учет в 2021 году, были выпущены в том же 2021-м, при этом под конец года сборка набрала невиданный прежде ход: в декабре покупателям передали аж четыре машины. Как бы с такой гонкой не упало качество!