Осенью 2018 года стартовал проект «Адаптация», в рамках которого ведется работа по преобразованию автомобильного двигателя Aurus в авиационный. Разработку по заказу Минобороны ведет Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Появились новые подробности о проекте.
4,4-литровый бензиновый V8 с двойным турбонаддувом на Аурусах развивает 598 л.с., однако для малой авиации его дефорсируют до 500 л.с., об этом в интервью «Российской газете» сообщил директор ЦИАМа Михаил Гордин. По его словам, дефорсировка позволит мотору надежно работать в авиации.
Адаптация автомобильного мотора под самолеты выгодна с точки зрения финансов — создание нового поршневого авиационного двигателя с чистого листа обошлось бы в десятки раз дороже, к тому же он из-за мелкосерийности имел бы слишком высокую себестоимость. У адаптированного же будет умеренная цена за счет эффекта масштаба исходного серийного двигателя Ауруса.
«Что значит серия? Резко снижаются себестоимость, сроки изготовления. Причем все может быть произведено в России по уже освоенным технологиям», — говорит Гордин.
Директор ЦИАМа особо отмечает, что в мире есть успешные примеры адаптации автомобильных двигателей к малой авиации. Например, австрийский авиадвигатель AE-300 построен на базе дизельного агрегата Mercedes-Benz.
Научная работа по адаптации мотора Aurus будет закончена тестами в составе летающей лаборатории на базе Ил-76 или Як-40 (то есть один из турбореактивных двигателей на летающей лаборатории заменят поршневым от Ауруса). При дальнейшем финансировании полный цикл испытаний займет три года.
В ЦИАМ считают, что поршневой мотор будет востребован на самолетах сельхозавиации с полезной нагрузкой до 1 тонны, самолетов местных линий — на 7-9 мест, большой беспилотной авиации. Гипотетически он может использоваться на учебно-тренировочном Як-152, на который сейчас устанавливают 12-цилиндровый турбодизель RED A03T, изначально созданный как автомобильный. Немецкая фирма RED, разработавшая и выпускающая этот мотор, принадлежит Владимиру Райхлину — выходцу из России.
Преимуществом авиадвигателя Aurus станет использование в качестве топлива бензина, в т.ч. автомобильного.
Напомним, что марка Aurus должна засветиться и в вертолетах. На грядущем авиасалоне МАКС-2019 планируют представить вертолет «Ансат» в модификации с суперлюксовым салоном «от Aurus».