По данным наших конфидентов, автомобильный завод «Моторинвест» в Липецкой области начал окрашивать кузова кроссовера Evolute i-Space. Пока речь идет о наладке полной цепочки процессов, касающихся как грунтования в катафорезной ванне, так и самого окрашивания. «Тренировочные» кузова, на которых происходит отладка завезенной из Китая и смонтированной китайскими специалистами линии, не будут использоваться для производства готовых автомобилей. Дело в том, что транспортировать кузов без нанесенного грунта нельзя, поскольку в дальнейшем он будет подвержен быстрой коррозии, как бы хорошо ни был обезжирен. Кроме «голых» китайских для отладки линии решено использовать и кузова из машинокомплектов, получившие серьезные повреждения во время доставки. С поврежденного кузова снимают внутреннюю обшивку и прогоняют по линии. Напомним, что сейчас на «Моторинвесте» по всем моделям идет лишь отверточная сборка.
А что же сварка? Элементы сварочной линии уже в пути. После того как сварка будет поставлена на поток, «Моторинвест» начнет выпуск своей первой модели по полному циклу — ею, по нашим данным, и станет упомянутый i-Space. Однако почему именно он? Ответ на этот вопрос дает статистика продаж: именно этот гибрид, в отличие от прочих «электричек» модельного ряда Evolute, сумел привлечь российских покупателей. Данные за первое полугодие по Эволюту мы опубликуем в начале июля, а пока напомним цифры с января по март. Они весьма скромные: совокупный сбыт всех моделей Эволюта составил всего-то 527 машин. Из них на i-Space пришлась большая часть — 363 штуки. Седан i-Pro выбрали только 124 человека, у остальных моделей продажи точечные. В общем, начать решили с гибрида.
Сварка и окраска кузова i-Space по плану должна начаться уже в текущем году, однако все будет зависеть от того, насколько быстро пройдет отладка сварки, ведь на это обычно уходит не один месяц. Знакомые с реалиями на «Моторинвесте» специалисты сомневаются, что полный цикл стартует в намеченные даты. Впрочем, мы не располагаем информацией, насколько «мелкой» будет сварка: как нам представляется, количество локализационных баллов не зависит от числа сварочных точек, свариваемых деталей и прочих показателей создания кузова. Судя по всему, документов, которые регламентируют фиксацию сварочного процесса для начисления баллов, просто не существует. По крайней мере, в этом нас уверяют некоторые участники автоиндустрии, да и Минпромторг, в пресс-службу которого мы недавно выслали соответствующий запрос, привычно отмолчался. В общем, если сваривать кузова i-Space будут по методу CKD-2, то есть из крупных китайских сваренных подсборок, вполне можно успеть.
Как бы то ни было, в следующем году планируется начать сварку кузовов еще как минимум двух моделей: седана i-Pro и маленького кроссовера i-Joy — его перед тем ждет существенное обновление. Логично было бы начать использование и российской краски: как говорят наши собеседники, знакомые с ситуацией дел на «Моторинвесте», попутно с отладкой окрасочной линии она действительно тестируется. Один из наших собеседников сообщил, что речь может идти о применении краски производства подмосковного завода, который раньше принадлежал немецкому концерну BASF, «Басф Восток». Прошлым летом предприятие перешло под контроль российского холдинга «Лакра Синтез» и было переименовано в «Лакра Полихим».
Что касается батарей, которые необходимо выпускать в России для компенсации утилизационного сбора на электромобили и гибриды, у «Моторинвеста» заключен контракт с компанией «Системы автономной энергии» («САЭ»). Если верить единому государственному реестру юридических лиц, 70% доли в учредительном капитале «САЭ» принадлежат организованному два года назад «ИТЭЛМА Холдингу». Что касается «химии», наши собеседники говорят, что на опытных батареях, с которыми еще в прошлом году был испытан i-Joy, применили китайские ячейки с литий-железо-фосфатным катодом, при этом система терморегуляции была жидкостной. Интересно, что родная батарея у i-Joy литий-никель-марганец-кобальтовая.
Но каковы серийные перспективы российской АКБ? Наладить производство корпуса собственной конструкции в России можно без проблем, а вот организовать массовое производство ячеек очень трудно: расчеты показывают, что с российскими ячейками батарея получается чрезмерно дорогой. Кстати говоря, у того же Evolute i-Joy гарантия на родную АКБ составляет три года или 100 тысяч километров пробега в том случае, если машина используется для частных нужд, и только один год или 100 000 км — при использовании в такси. Будет ли готов российский производитель АКБ сохранить хотя бы эти гарантийные пробеги и накаты?.. Нам подсказывают, что до сих пор полностью не решена проблема совмещения управляющей электроники российской АКБ и родной китайской электроники Эволюта, хотя китайцы дали все «ключи».
В любом случае отрадно сознавать, что менеджмент «Моторинвеста» начал наконец усиливать локализацию — это можно только приветствовать и пожелать инвесторам успеха. Но стоит ли овчинка выделки, хватит ли локализационных баллов для того, чтобы компенсировать утильсбор, который на электромобили и последовательные гибриды с 1 января 2025 года сравнялся с «утилем» на обычные машины с мотором от литра до двух и достиг 667 400 рублей? Ответ на этот вопрос у нас есть, но подробно мы раскроем эту ключевую тему в другом материале, посвященном… автомобилю Atom.