Вне всякого сомнения, шведский автомобильный топ-менеджер, много лет отдавший ГАЗу и АВТОВАЗу, запустивший в Тольятти несколько продуктов — от Lada Xray до Lada Kalina Cross, по праву заслужил место в виртуальном зале славы российского автопрома. Именно поэтому после анонса выступления Бу Андерссона на очередной конференции ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) интерес журналистов к мероприятию приобрел характер ажиотажного. Увы, Андерссон ожиданий не оправдал.
Начнем с того, что у собравшихся не было возможности послушать выступление Андерссона по-английски: бывший президент АВТОВАЗа выступал дистанционно. Связь в павильоне № 57 на ВДНХ барахлила, поэтому аудитория слышала только перевод. Кроме того, изображение шведа вывели на большой экран в настолько небольшом размере, что эффекта живого выступления не возникло.
Однако к содержанию. Андерссон подчеркнул значимость российского автомобильного рынка для мирового автопрома, дав несколько общих и хорошо знакомых читателям Дрома цифр по статистике. Затем отставной шведский майор ударился в весьма поверхностный сравнительный анализ рынков Китая, Германии и России, подкрепляя свои тезисы цифрами продаж с рынка… Бразилии. Не погружая читателей в реалии Южной Америки, уточним, что между рынком России и Бразилии мало общего или почти ничего.
Приведем примеры высказываний Андерссона — часто спорных и бессвязных: «VW Polo — второй по популярности автомобиль в Бразилии. Chery Tiggo 4 в России очень популярен, но в Бразилии эта модель занимает 28-е место», «Toyota Corolla в Китае занимает 9-е место, но в Бразилии — 27-е», «Германия по-прежнему остается рынком автомобильных инженерных инноваций».
А вот еще: «Российский потребитель не должен быть лишен возможности покупать высокотехнологичные автомобили с низкой стоимостью владения». Или: «Российская Федерация не может допустить повторения ситуации, когда поставщики комплектующих диктуют условия и в любой момент могут остановить конвейер — производство должно быть локализовано». В то же время Андерссон подчеркнул безусловную важность глобализации мирового автопрома и налаживания производственных связей между странами.
Кроме того, Андерссон поразил собравшихся и такими озарениями: «Потенциал автомобильного рынка России — три миллиона машин в год». Да, мы помним, что в 2012-м по постановкам на учет российский рынок преодолел этот барьер, а в 2023-м — почти преодолел. Если бы в 2014-м рубль не рухнул, российские покупатели и далее обеспечивали бы большие объемы сбыта. Наконец, шведский менеджер несколько раз за время своего короткого выступления повторил, что гордится своей работой в России, гордится тем, что Россия вновь вошла в топ-10 автомобильных рынков мира, забыв уточнить, что в первом квартале продажи обрушились. Еще высказывания: «В России — самые образованные водители» (видимо, в оригинале было нечто вроде «подготовленные» или «квалифицированные»). «В России — развитая дилерская сеть с высококачественным автосервисом». И наконец: «Я горжусь Ладой Вестой», «Я горжусь тем, что Lada Vesta — один из самых популярных автомобилей российского рынка».
В целом уровень проработки тезисов выступления Андерссона был низким. К примеру, швед победно сообщил, что в 2024 году общий объем кредитов в России возрос на 58%, не уточнив, идет ли речь о количестве кредитных договоров или об объеме заемных средств. Кроме того, Андерссон не дал разбивку по доле реальных кредитов и субсидируемых китайскими дистрибьюторами рассрочек. Андерссон забыл сказать, что, если бы не китайские дистрибьюторы, которые дотируют рассрочки, автомобильный рынок в России не добрал бы в 2024 году и миллиона реализованных машин. Короче говоря, Бу Андерссон выступил откровенно слабо и невыразительно.
И последнее. Фоном для своего хвалебного доклада по адресу российского автопрома Андерссон выбрал не административное здание АВТОВАЗа с крутящейся ладьей на крыше, не Ладу Весту и не проходную ГАЗа. Фоном для выступления отставного шведского майора стал вид на мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. То ли Андерссон действительно вещал из США, то ли очень соскучился по работе в General Motors, но выбор картинки следует признать опрометчивым: как бы резюме на «хед хантере» не заблокировали!