В Госдуму на рассмотрение внесли законопроект, которым предлагается подкорректировать существующий механизм выплат по ОСАГО в ситуациях, когда авария произошла по вине незастрахованного водителя, пишет «Коммерсантъ».
В настоящее время если виновником аварии стал автомобилист без полиса ОСАГО, то пострадавший со страховкой может обратиться за выплатой в компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков (РСА). Однако таким образом можно покрыть только ущерб здоровью и жизни. Выплаты же по ущербу имуществу, то есть когда повреждения получил автомобиль, приходится «выбивать» от виновника через суд. В законопроекте предлагается распространить механизм выплат из фонда РСА в том числе и по ущербу имуществу. Предполагается, что союз автостраховщиков после осуществления таких компенсаций будет предъявлять незастрахованному виновнику ДТП регрессный иск. Поправки разработала группа депутатов во главе с Ярославом Ниловым из фракции ЛДПР.
В РСА выступили против изменений, поскольку доля не купивших полис ОСАГО водителей в России возросла уже до 10%. Страховщики подсчитали, что предложенный Ниловым механизм увеличит расходы компенсационного фонда на 16-17 млрд рублей в год. При этом механизм регрессных исков позволяет вернуть в фонд лишь 6% суммы, выплаченной за виновников аварий без ОСАГО (речь идет об ущербе здоровью пострадавших).
Нилов утверждает, что страховщики лукавят и у них есть достаточное количество резервов. Разница между сборами и выплатами по ОСАГО, по его данным, в 2023 году составила 123 млрд рублей.
В Центробанке (регулятор страхового рынка) и Минфине инициативу ЛДПР не поддержали, поскольку считают, что она приведет к подорожанию полисов ОСАГО. Кроме того, решение не поможет повысить водительскую дисциплину в части соблюдения обязанности приобретать «автогражданку».