Два исторических автомобиля из бывшего собрания АМО ЗИЛ признаны памятниками науки и техники России — это экспериментальный седан ЗИЛ-4102 и микроавтобус ЗИЛ-Э118 «Юность». Соответствующее решение вынес экспертный совет Политехнического музея.
В настоящее время оба автомобиля представлены в экспозиции ГУП «Пассажиравтотранс» (г. Санкт-Петербург). Машины находятся в Экспозиционно-просветительском центре истории автотранспорта Ленинграда.
Автобус ЗИЛ-Э118 начали разрабатывать в 1959 году, первую такую машину выпустили в 1962-м. До 1970-го завод в штучном режиме собрал 20 экземпляров. Дизайн кузова микроавтобуса создали художники-конструкторы Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий. Микроавтобус имеет переднемоторную компоновку и задний привод. В движение машину приводит 150-сильный 6,0-литровый бензиновый V8 ЗИЛ-118, представляющий собой модификацию силового агрегата от грузовика ЗИЛ-130.
В свою очередь, представительский ЗИЛ-4102 был разработан в конце 1980-х и отличается от других машин завода рядом нетипичных для советских машин такого класса решений, среди которых — безрамная конструкция (кузов выполнен несущим), применение панелей из композитов (такими сделаны крыша, капот и крышка багажника), независимая подвеска всех колес, капсулированный двигатель (снижает уровень шумов и вибраций).