Как мы отмечали в материале по итогам продаж новых автомобилей в 2023 году, в четвертом квартале у «Москвича» резко взлетела доля корпоративных покупателей. О некоторых завод отчитывался в своем телеграм-канале, однако давайте перечислим самых крупных и важных покупателей новообретенной марки.
Как обычно, сразу отметим, что данные по постановкам на учет, получаемые редакцией Дрома от разных поставщиков (один дает сведения по ИНН юридических лиц, второй — нет), разнятся. Первый источник дал нам чистые продажи «Москвича» по 2023 году в объеме 13 090 машин, о чем мы уже писали, а вот у второго цифра выше — 14 011, то есть на 921 автомобиль больше. Деваться тут некуда, ибо, если бы ГИБДД публиковала сведения о постановках на учет по маркам и моделям, нам бы не было нужды покупать эти сведения (и весьма недешево) со стороны. Впрочем, на таком объеме разница невелика, так что начнем.
В октябре, ноябре и декабре доля продаж юрлицам у завода МАЗ «Москвич» составила 41,5%, 48,3% и 64,1% соответственно, притом что в среднем по первым трем кварталам она была чуть выше трети. Всего в 2023 году юрлица приобрели 6390 Москвичей, то есть чуть меньше половины. Исходя из представленных цифр нетрудно догадаться, что наибольшие скидки «юрики» получили именно в декабре, обеспечив фактически две трети сбыта марки. Интересно, что основными корпоративными покупателями стали вовсе не бюджетные организации: договориться с ними Сергею Семеновичу проще простого, однако возможности их невелики, хотя и они в списке клиентов есть.
Для начала отметим, что для собственных нужд сам завод в 2023 году купил 154 Москвича, из которых 33 — с электроприводом. Если же сложить все покупки муниципалитетов, сельсоветов и различных ГБУ, ГБУЗ, ФГБУ, в названии которых буквы БУ означают «бюджетное учреждение», окажется, что они недотянули и до двухсот машин. При этом четыре Москвича, вставшие в гараж ГБУ «Московские ярмарки», покажутся в общем списке БУ уже крупной покупкой. И даже одна машина, на которой, видимо, ездит худрук Театра имени Маяковского, находящегося, как и завод «Москвич», на балансе города, тоже подспорье.
Немного в общую копилку добавили и всякие ГУПы-ФГУПы, то есть государственные унитарные предприятия. Они в совокупности взяли 96 экземпляров. Самым крупным покупателем в этом кусте стал «Московский метрополитен», приобретший 53 машины. Мощно выступило Главное управление МВД по Москве (206) и ГУ ФСИН по Москве (32). Кроме того, по машине-другой поставили на учет крупные дилеры — для тест-драйвов. Нешибко помогли и федеральные ведомства. К примеру, центральное и региональные подразделения Министерства юстиции закупили всего 10 машин. В общем, все это семечки.
Основными корпоративными клиентами «Москвича» стали лизинговые компании, которые предоставляют машины фактически в долгосрочную аренду не только физлицам и ИП (индивидуальным предпринимателям), но и, некоторые, частникам. На время действия договора лизинга машина остается во владении лизингодателя, при этом реальный владелец находится «за кадром».
Перечислим крупных лизингодателей, приобретших Москвичи в 2023 году: «Каркаде» (918 шт.), «Мейджор Лизинг» (619 шт.), «ВТБ Лизинг» (506 шт.), «Европлан» (364 шт.), «Контрол Лизинг» (319 шт.), «Флот» (341 шт.), «Альфамобиль» (262 шт.), «Балтийский лизинг» (91 шт.). Популярность лизинговых инструментов объясняется тем, что при оформлении лизинга юрлицом последнее имеет возможность сэкономить за счет возмещения НДС и сокращения налога на прибыль. Кроме того, иные лизинговые компании предлагают заключить контракт без уплаты авансового платежа.
Между тем тревожным сигналом для Сергея Семеновича должна стать низкая доля Москвичей в структуре парка указанных лизинговых компаний. К примеру, упомянутое ООО «Каркаде» выдало в 2023 году в лизинг более 25,7 тысячи машин, «Мейджор Лизинг» — более 10,5 тысячи, ЛК «Европлан» — более 24,7 тысячи и так далее. Получается, что и среди желающих взять автомобиль в лизинг Москвич не просто не самый популярный, а фактически самый непопулярный, если не брать в расчет электрическую экзотику, машины люкс и суперлюкс сегментов… В общем, менеджменту Московского автомобильного завода есть над чем подумать.