«А те, кто захочет привезти товары “луксус”-класса, смогут это сделать, но это будет для них чуть дороже. Но это те люди, которые и так ездили на шестисотых мерседесах, и будут ездить, уверяю вас». Эти слова главнокомандующего, сказанные весной 2022 года, уже как-то позабылись, однако мы вспомнили их в связи с недавней заметкой о рынке новых электромобилей: оказалось, что вожделенные некогда «зеленые» Porsche, Audi, Мерседесы теряют покупателей, а вот китайские зеленые модели, в том числе и «луксус»-класса, наоборот, получают все большее распространение.
Логично задаться вопросом: а что же те самые «шестисотые», то есть немецкий премиум с традиционным ДВС, что сталось с ними — помог ли параллельный импорт? Наши поездки по дилерам говорят о том, что салоны BMW чуть ли не в полном составе перестроились на сбыт Omoda, Audi торгуют подержанной техникой, «Мерседесы» еще держатся, но рядом с ними в тех же шоурумах уже стоят китайские Hongqi.
Итак, давайте сравним продажи европейского премиум-сегмента в 2023 и 2021 годах. В целом в 2021-м доля «луксус»-класса не достигла и 9 процентов рынка, а конкретно составила 8,9%. При этом общий сбыт новых дорогих легковушек перевалил за 134 тысячи единиц. В 2023-м объем покупок сократился аж в 10 раз — до 14 622 машин. Напомним, что примерно столько же в прошлом году в России было продано электромобилей. С учетом общей емкости рынка чуть более чем один миллион штук, доля европейского люкса упала до 1,3%. Если сравнивать абсолютные величины, то количество желающих ездить на «шестисотых» сократилось примерно в десять раз.
Пройдемся по конкретным брендам. У «Мерседеса» мы фиксируем падение на 87% (в 2023 году продано 6849 шт.), у BMW — на 80% (в 2023-м продано 9139 шт.), у Audi — на 78% (в 2023-м продано 3628 шт.). Porsche упала на 70%, реализовав в 2023 году 1736 машин. Прочие «луксус»-бренды нас не интересуют, ибо они никогда не делали погоды. Впрочем, вспомним Lexus, который изрядная часть потребителей тоже считала премиум-маркой: в 2021 году дилеры продали 19 142 машины, в 2023-м — 4936 шт.
А чем же будут замещать «немцев» и тот же Лексус? Ответ очевиден — «китайцами», и продавцы Zeekr уже показали, как это будет происходить: почти четыре тысячи проданных машин, подавляющее большинство которых — во втором полугодии, говорит о том, что в следующем году этот бренд обгонит всех немцев «традиционной ориентации», а не только «зеленых».
Претендентом на «главного заместителя Мерседеса» станет марка Aito — на днях стало известно, что ее официальным российским дистрибьютором как раз и стало бывшее представительство Mercedes-Benz, которое уже как несколько месяцев торговало машинами Aito наряду с другими импортерами. По данным редакции Дрома, одним из ключевых условий подписания соглашения между «МБ Рус» (новое название представительства Mercedes-Benz) и штаб-квартирой Seres Group стал выкуп десяти тысяч китайских машин одним махом! Правда, мы не располагаем данными, в течение какого срока китайские товарищи будут отгружать оплаченные машины. Даже если в следующем году «МБ Рус» получит половину от этого объема, сбыть ее будет непросто: в этом году на машины марки Aito нашлось только 142 желающих. Вполне может быть, поставка будет сопровождаться теми же маркетинговыми активностями, что мы наблюдали в прежние времена по марке Mercedes-Benz. Не исключено, что задействуют и «мерседесовский» слоган Best or nothing («Лучшее или ничего»).
Что же касается других китайских премиум-марок, то наряду с Zeekr относительно большие продажи в 2023 году показал Hongqi — 2550 шт., из которых почти 2000 образцов пришлись на версии с бензиновыми моторами. Еще лучший результат демонстрирует марка Lixiang, которой торгует в том числе и «МБ Рус». Ее результат — 4682 машины, собственно, она и стала лидером китайского премиум-сегмента в 2023 году. В ее модельном ряду лидирует большой кроссовер L9 (2634 шт.), за ним следует L7/L7Pro (1863 шт.) — обе модели гибридные. Чуть отстает еще один сильный и, что немаловажно, официальный игрок рынка бренд Voyah, который распространяется «Моторинвестом» — продано 4258 машин.
Собственно, именно эта тройка — Voyah, Lixiang, Hongqi — и есть заменители Мерседеса, BMW и Audi для российского рынка. При этом не следует забывать, что уже заявлен выход в Россию люксовой марки Wey, принадлежащей Great Wall, которая тоже добавит остроты в конкурентную борьбу китайского премиум-сегмента за кошельки россиян. Для полноты картины добавим, что у некоторых люксовых «китайцев» дела в России не заладились: Nio и Lynk&Co демонстрируют точечные продажи в 42 и 205 машин. Впрочем, некоторые вложения в маркетинг и дилерскую сеть, вероятно, дадут должный эффект, и сияние их затмит свет трехлучевой звезды из далекого города Штутгарта…