Многие читатели наверняка помнят, как по итогам полугодия и третьего квартала 2023 года мы писали о реальном положении бренда Evolute. Суть коллизии была в следующем. Пресс-служба «Эволюта» выкладывала в свой телеграм-канал посты с сообщением о лидерстве бренда на рынке новых электромобилей в России и сопровождала их картинкой с надписью Evolute № 1. Мы с этой картинки делали скриншот, аккуратно зачеркивали единицу и ставили рядом двойку, ибо Volkswagen показывал лучший результат, но и мы в конце концов ошиблись. На самом деле в заметке по итогам третьего квартала нужно было ставить не двойку, а тройку! Оказывается, мы прозевали рывок китайского бренда Zeekr, который в третьем квартале вырвался на первое место и далее только наращивал продажи. Признаем нашу оплошность и чуть ниже обязательно дадим корректную раскладку по сбыту, а пока отметим, что ошибку поняли и в «Эволюте», ибо если по итогам 11 месяцев в телеграм-канале пресс-служба еще опубликовала победную реляцию о лидерстве, то по итогам года — уже нет. Мы-то поначалу разволновались, подумали, не случилось ли чего, а потом открыли статистику и поняли, в чем дело.
Итак, для начала сверим часы с Минпромторгом. В первых числах января ведомство заявило, что рост продаж электромобилей по году составил 3,9 раза и достиг 14 869 электромобилей. По нашей статистике, где учитываются только постановки на учет легковых машин категории М1, своих покупателей нашли 14 089 электромобилей. Таким образом, по нашим данным, в 2023 году продано в 4,77 раза больше машин на электротяге, чем в 2022-м, когда общий объем легковых электромобилей не достиг и трех тысяч машин.
Теперь смотрим по позициям и начнем с показателей четвертого квартала. Дилеры Эволюта толкнули 610 машин, а вот продавцы ввозимых по параллельному и серому импорту Фольксвагенов в этот раз сплоховали и действительно уступили российскому бренду — 497 автомобилей. Tesla — некогда лидер электрического рынка в РФ — продолжает терять и долю, и объемы: в четвертом квартале на нее нашелся только 251 покупатель против 374 — в третьем. Неплохой результат показал Москвич 3е, дилеры которого продали 286 машин против 154 кварталом ранее, но практически все они были распределены (видимо, в добровольно-принудительном порядке) в гаражи различных организаций — 253, то есть почти все! Обращает на себя внимание рывок Lotus Eletre — всего 84 штуки, но это в два раза больше, чем кварталом ранее. Провалилась на старте Ora: официально продажи начались 25 октября, при этом в целом с октября по декабрь на учет встали всего… 43 машины. Очевидно, что до маленьких электрокаров наш рынок дорастет еще нескоро. Впрочем, и с большими электричками далеко не все ладится: продолжает показывать откровенно плохой результат бренд Skywell — всего 45 машин. Очевидно, что проект провалился не только в маркетинговом плане, ошиблись и с выбором объекта. А как иначе объяснить тот факт, что у Скайвелла и на родине не все ладится, а на нашем рынке другие электрические модели, в раскрутку которых не вложено ни копейки, показывают куда лучший результат…
Между тем главным героем второго полугодия стал китайский бренд Zeekr: в четвертом квартале было продано… 2346 машин! 1694 пришлись на модель 001 (она же стала лидером среди моделей), на 009 нашлось 238 покупателей, на модель Х — 414. Рядом никто не стоял с этими объемами… Что важно: в течение года марка, преодолевая инерцию, наращивала объемы: в том же третьем квартале было продано чуть больше тысячи машин. Вот вам прекрасный результат, а ведь модель 001 стоит от 6,5 миллиона, 009 — от 9,5 миллиона, а Х — от 4 миллионов.
Ну что ж, а теперь подведем «электрические» итоги 2023 года. Десятка лидеров выглядит так: как мы сказали, лучший результат показала марка Zeekr — 3724 шт., на втором месте — Evolute с результатом 2020 машин, при этом Volkswagen отстал всего на 20 шт. Судя по всему, немцы и дальше будут сдавать позиции, ибо все прежние популярные немецкие модели — брендов Porsche, Audi, Mercedes-Benz — стремительно теряют покупателей, которые перестраиваются на продукцию Китая. На четвертом месте идет Tesla — 1257 шт., далее следуют Voyah — 674 шт., Hongqi — 605 шт., Москвич — 572 шт., BYD — 506 шт., BMW — 425 шт., Avatr — 294 шт. Осталось добавить, что по году Skywell продал всего 240 машин, что меньше, к примеру, чем Honda (250 шт.).
На сей раз вроде бы не ошиблись, ну так исправимся, если что!