В последнее время мы много писали о грядущем повышении утильсбора. Напомним, что с 1 июля 2023 года правительство должно было увеличить его на 70%. В результате все импортные машины автоматом прибавили бы к цене более ста тысяч рублей. Интересно, что и АВТОВАЗ, которому наше государство компенсирует утильсбор в полном объеме (на сегодняшний день для автомобилей с мотором от литра до двух он составляет 178 400 рублей), не планировал оставаться в стороне и упускать прибыль. Сведения о повышении утильсбора были донесены сотрудниками Министерства промышленности и торговли, которое и выступает в роли регулятора рынка по этому вопросу, до руководства оставшихся в России автомобильных брендов. На прошедшем с 14 по 17 июня Петербургском международном экономическом форуме открыто говорилось о повышении «утиля», правда, без указания конкретной цифры.
И вот — как гром среди ясного неба — новые сведения, на сей раз — об отмене повышения утилизационного сбора. Нашу заметку мы, по обыкновению, пишем на основе информации как минимум от двух источников, которые напрямую контактируют с руководством Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга. Напомним, что недавно на пост директора этого департамента заступил Тигран Геворкович Парсаданян.
В наших заметках о повышении «утиля» мы предполагали, что вопрос может приобрести иные формы или даже быть снят с повестки дня по той простой причине, что чиновники Казахстана выступили резко против 70-процентного повышения, притом что белорусская сторона безоговорочно приняла указание Москвы. Однако, по данным наших конфидентов, казахи никак не повлияли на вопрос — повторилась история 2021 года. Напомним, что в январе того года министр промышленности и торговли Денис Мантуров не просто публично заявил о грядущем повышении «утиля» на 25%, но и выразил надежду, что это произойдет как можно скорее, однако решение было отменено. Весной его не стали принимать из-за того, что рубль резко пошел вниз, а это само по себе вызвало рост цен как на импортные, так и на локализованные автомобили, и чиновники благоразумно решили не осложнять бизнесу жизнь и фактически влиять на сокращение продаж. Осенью 2021 года «утиль» не подняли, чтобы не волновать электорат перед выборами в Госдуму. А что сейчас?
Как оказалось, последствия фактора повышения «утиля» были оценены группой аналитиков, привлеченных администрацией президента РФ, как нежелательные в плане влияния на социальную напряженность, особенно вкупе с некоторыми другими факторами, возникшими в последнее время. Учитывая приближающиеся президентские выборы, намеченные на март 2024 года, был сформирован куст решений, в который попала и отмена повышения «утиля».
Таким образом, получается весьма интересный расклад. Основными лоббистами повышения утилизационного сбора выступают министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который по совместительству и, как заявлялось, на общественных началах возглавляет совет директоров АВТОВАЗа, и президент АВТОВАЗа Максим Соколов (тоже член СД). Главным пострадавшим от повышения «утиля» станет завод «Москвич», о чем мы много раз писали. Само собой, и все импортеры будут вынуждены повысить цены на машины с повышением «утиля».
Между тем радоваться решению пока рано. Во-первых, речь идет только об отсрочке повышения до окончания электорального цикла — после президентских выборов «утиль» могут и поднять. Во-вторых, Минпромторг намерен другими способами осложнить жизнь импортерам, к примеру, рассматриваются варианты отмены льготного режима сертификации автомобилей и возврата к обязательному получению Одобрения типа транспортного средства с увеличением его стоимости. Первыми от такого решения пострадают дилеры, которые на ввозимые из-за границы машины оформляют сегодня Заключение об оценке единичного транспортного средства.