Специализирующаяся на тюнинге внедорожников тольяттинская фирма F-Design представила сделанный на базе Нивы ВАЗ-2121 ган-трак Арта.
Машину построили на основе подержанной Нивы — у нее отрезали часть крыши (от средней стойки до «задка»), расширили колесные арки (под колеса увеличенного диаметра) и демонтировали двери. Вместо боковых применены сваренные из труб ограждения, а в задней части смонтировали откидной борт. Подвеску повысили, установили внедорожные шины с развитыми грунтозацепами и специальным протектором. В трансмиссии применили главную пару с передаточным отношением 4,3.
Под капот машины установили доработанную версию стандартного мотора ВАЗ-21213: рабочий объем повысили до 2,0 литра, а мощность и крутящий момент — до 130 л.с. и 200 Нм соответственно. Использованы оригинальные коленвал и поршни. Интересно, что система питания карбюраторная — для достижения максимальной ремонтопригодности в полевых условиях.
Машина также получила собственную стальную фальшрадиаторную решетку — она способна защитить радиатор от веток и камней.
Минимизировано количество электроники — есть только дворники, фары, задние стоп-сигналы. Причем для световой маскировки последние можно принудительно выключить.
В салоне — два обтянутых дерматином кресла, резиновый настил пола и стальная передняя панель, в которую вмонтировали только самые необходимые приборы — спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и давления масла.
В передней части удалили фрагменты колесных арок — чтобы повысить угол въезда. В таком виде машина может легко переезжать через пни и тому подобные сложные препятствия.
Передняя ось относительно стандартной Нивы вынесена дальше вперед, рулевой узел доработан — применен электроусилитель.
В задней части — место для стрелка. По бокам — трубчатые поручни, на крыше — турель для установки оружия. Также есть разработанное и изготовленное собственными силами F-Design крепление для шести противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Система сделана таким образом, чтобы боец тратил минимум времени на смену ПТУР и установку его на турель.
Как рассказал директор F-Design Руслан Федик, создание Арты началось в конце января, закончили ее к концу мая. Машину построили по собственной инициативе и на свои средства, при этом консультируясь с профессиональными военными, в том числе участвующими в СВО.
Днище усилено пятимиллиметровой сталью, она способна защитить экипаж при наезде на легкие противопехотные мины (типа «лепесток» или «лягушка»).
«На этой машине можно прокрасться к рубежу стрельбы — выстрелить, раз, еще раз — развернуться и очень быстро уехать. Это не штурмовая машина, в прямых боевых столкновениях ее применять нельзя, это мобильная пусковая установка, на которой можно очень быстро подвезти ПТУРы», — объяснил Руслан Федик.
F-Design в ближайшие дни бесплатно передаст эту машину одному из воюющих в СВО армейских подразделений.
Конструкторская документация на Арту полностью готова, при наличии спроса ее готовы производить мелкой серией по 1-2 экземпляра в месяц, в этом случае цена составит 1,7-2,0 млн рублей за единицу (при условии, что «донор» — новый автомобиль, без пробега). Если в качестве «донора» взять подержанную Ниву — выйдет дешевле.
Федик отметил, что его разработку можно выпускать и для гражданских нужд — в качестве багги для туристических зон. Правда, допуска на дороги общего пользования у него не будет.