Некоторое время назад мы публиковали материал по данным наших конфидентов, которые сообщают о скором повышении утилизационного сбора. Мы предположили, что результатом этой бездумной операции по спасению АВТОВАЗа может стать остановка вновь образованного в прошлом году Московского автомобильного завод «Москвич», для которого и нынешний «утиль» — как кость в горле. Напомним, что еще в феврале представитель завода Татьяна Редько в Совете Федерации предложила отменить привязку компенсации утильсбора к уровню локализации. Логика «Москвича» понятна: локализация на заводе нулевая (даже с переходом от постовой сборки к конвейерной), запуск собственной штамповки, привязанный к началу сварки и окраски кузовов, постоянно отодвигают — уже на февраль 2024 года, поэтому каждый покупатель Москвича 3 фактически оплачивает ровно тот же утильсбор, что и за любой импортированный автомобиль с мотором от литра до двух — к примеру, за ту же Chery.
Напомним, что сейчас за автомобиль с двигателем от литра до двух рабочего объема утильсбор составляет 178 400 рублей. Его оплачивает либо импортер и затем включает в цену, либо российский завод-изготовитель. При этом в случае нулевой локализации (как у Москвича) государство не компенсирует ему ни копейки, стало быть, этот сбор в полном объеме включается в цену машины. Проще говоря, каждый покупатель Москвича 3 дарит нашему государству 178 400 рублей, с чем мы покупателей и поздравляем.
Прежде мы писали, что увеличение утильсбора на 60% приведет к подорожанию Москвичей еще на 107 040 рублей. Между тем к нам продолжает поступать обновленная информация о грядущей процедуре. Теперь наши собеседники утверждают, что утильсбор повысят уже на 70%! Это означает, что покупатель каждого Москвича 3 будет дарить правительству 303 280 рублей. Вполне может статься, что это будет означать крах планов Сергея Семеныча по восстановлению в столице автомобильного производства. Уточним, что мы не располагаем данными об изменении утильсбора на электромобили, так что, вполне может быть, грядущее повышение не коснется «Моторинвеста», который отверточным методом и с нулевой локализацией собирает в Липецкой области электромобили Dongfeng.
Логично спросить: а что же «Автотор», который сейчас проводит каскадные запуски новых моделей — они продлятся вплоть до начала третьей декады июня? Дело в том, что калининградское предприятие вовсю пользуется льготами Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», поэтому на нем грядущее повышение отразится в меньшей степени. Кроме того, на «Автотор» в свое время перешел сильный лоббист — Денис Климентьевич Пак, занимавший должность главы Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга. Так что за судьбу «Автотора» можно быть совершенно спокойными.
При этом утильсбор — это не единственный подкоп под завод «Москвич». Со ссылкой на наших коллег мы уже писали, что Минпромторг готовится изменить схему начисления баллов локализации: за сварку, окраску кузова и использование российской стали планируют начислять меньше — упор хотят сделать на использование российских комплектующих. На Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов проекта этого постановления (равно как и проекта о повышении утильсбора) пока нет, однако не исключено, что эти решения идут в связке. Если они будут приняты вместе, то «Москвич» в принципе можно будет закрывать, ибо к большой наценке в 300 тысяч добавится и бессмысленность уже фактически подготовленной сварки и окраски кузова с собственной штамповкой, за которую компенсация утильсбора будет не такой большой, как прежде.
Еще один момент. Напомним, что Россия вместе с Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Арменией входит в ЕАЭС, попутно образуя и Таможенный союз. И если в двух последних странах автомобильного производства нет, то Беларусь экспортирует в Россию автомобили сборки «БелДжи». В перспективе массовый экспорт планирует наладить и Казахстан. Именно поэтому власти РФ всегда согласовывали размер утилизационного сбора с правительством Беларуси и Казахстана. Как нам подсказывают наши собеседники, договоренность предусматривала взаимную компенсацию утильсбора в достаточно большом объеме — до 50 000 машин в год, притом что из Беларуси максимум ввозили около 20 000 автомобилей местной сборки. Так вот, при нынешнем обсуждении о повышении утильсбора резко против выступил Казахстан. Если верить нашим собеседникам, правительство РФ не приняло в расчет аргументы казахской стороны и планирует повышение «утиля». Такие односторонние действия российской стороны могут привести в том числе и к расшатыванию ЕАЭС. Впрочем, есть и положительный момент: возмущение казахов привело к тому, что вопрос повышения утильсбора с министерского уровня был поднят на высший государственный. Не исключено, что это может поставить крест на планах Минпромторга и «утиль» в итоге останется либо на прежнем уровне, либо будет увеличен в соответствии с планами от января 2021 года, то есть на 25%. Таким образом, АВТОВАЗ лишится «дубинки» для борьбы с импортерами — Chery, Haval, Geely…