В интернете появился сайт проекта казахского Qoshcar Automotive с рисунками некоего непонятного автомобиля. Из описания, размещенного на сайте, следует: группа автомобильных профессионалов запустила стартап, целью которого является разработка и производство гибридных автомобилей и электромобилей в Казахстане. Кадровый актив стартапа — шесть человек, причем из Казахстана только трое, остальные — россияне, нынешние или бывшие. Но зато с громкими именами в сфере автодизайна: Святослав Саакян, Алексей Ивашкевич и Василий Курков.
Саакян начинал еще на ЗиЛе и АЗЛК, сейчас преподает в МАМИ. Ивашкевич приложил руку к некоторым моделям Renault и лимузину Aurus. А Курков успел поработать в нескольких европейских фирмах и китайском стартапе NIO. Приглашение профессионалов такого уровня - безусловная удача для начинающего проекта.
Мы поговорили с инициатором Qoshcar Automotive Ильясом Жоламаном — и вот что удалось выяснить.
37-летний Ильяс Жоламан прямого производственного опыта не имеет, ранее он занимался продажей дорогих автомобилей (BMW и пр.), а также недвижимостью в Казахстане.
Проект Qoshcar Automotive стартовал в апреле 2022 года. Команду собрал сам Ильяс. Условия участия каждого из вышеупомянутых дизайнеров он не раскрывает.
Название Qoshcar (Кошкар) в переводе с казахского означает «сильный, крепкий самец в стаде овец». «Упрямый и выносливый Кошкар — разновидность дикого казахского барана (Архар) — послужил источником вдохновения», — объясняет Ильяс.
Концепция Qoshcar такова: инновационный электромобиль и/или гибрид в ценовой категории около $100 000. Производить машину думают в Казахстане, где построят завод «с нуля» минимум на 4000 машин в год (это стартовый объем). Кто будет разрабатывать новую платформу — пока не решено, думают как о самостоятельной разработке, так и о передаче ее на аутсорсинг одной из мировых инжиниринговых компаний, типа Magna.
Перспективными рынками для Qoshcar видятся Казахстан и другие страны СНГ (для них предназначен гибридный вариант), а для стран Аравийского полуострова, Китая и США более подойдет электромобиль.
Первая модель будет называться Qoshcar GT Vision 1. Это спортивно-люксовый хэтчбек с необычной компоновкой: отсутствует сиденье справа от водителя, а двери по бортам расположены асимметрично: водительская на привычном месте, а единственная дверь справа смещена назад, для удобства задних пассажиров. В интерьере, если верить описанию, «прослеживаются мотивы казахской юрты». А еще там есть некий биореактор, очищающий воздух (между задними креслами, присмотритесь).
Qoshcar GT Vision 1 может существовать в нескольких ипостасях, от Гран Туризмо до родстера и универсала для путешествий по бездорожью. Причем все это — один автомобиль, который будет модифицироваться под различные задачи. Предполагается, что сервисная служба Qoshcar сможет настраивать базовое шасси под пожелания клиентов сколь угодно раз, хоть каждый день меняя функциональность машины.
Кроме GT Vision 1 запланированы еще четыре разные модели, но о них Ильяс пока не рассказывает: рано.
За несколько прошедших месяцев удалось подать заявки в 30 странах на регистрацию торговой марки, сделать предварительный дизайн, сайт и составить ряд документов для привлечения инвесторов. Из этого следует, что реальными средствами для продолжения разработки команда Qoshcar Automotive не располагает и рассчитывает на привлечение внешнего финансирования. Сколько собственных средств потрачено на сегодняшний день — не говорится.
Нет четкого ответа и на вопрос о полной стоимости проекта. Ильяс Жоламан предполагает идти степ-бай-степ, решая проблемы по мере их появления. В настоящий момент привлекаются средства на разработку и постройку первого прототипа, на это нужно до $2 млн. Параллельно создается концепт брендовой зарядной станции: с готовым решением по инфраструктуре проще разговаривать с представителями инвестиционных фондов.
В настоящий момент рассылаются заявки по венчурным инвестфондам, анализируется обратная связь.
Сроки жесткие: Ильяс предполагает запустить производство в течение 2-3 лет. Это возможно только при немедленном получении финансирования и параллельном проектировании завода и самого автомобиля. Если первый инвестиционный раунд затянется, планы по срокам придется корректировать.