Минпромторг РФ усовершенствует правила расчета степени локализации автомобилей — ведомство подготовило поправки в регулирующее этот вопрос постановление № 719, пишет «Коммерсантъ». Напомним, от количества баллов за локализацию зависят компенсации утильсбора автопроизводителям РФ и доступ к гостендерам по закупкам техники.
Из правил исключат повышающий коэффициент для старых и простых моделей вроде УАЗа «Буханки» и Лады Гранты в базовой комплектации. Этот коэффициент увеличивает количество баллов определенным автомобилям — тем, где не устанавливается мультимедиасистема, ADAS и другая сложная электроника или, к примеру, технически не предусмотрены отдельные элементы (как подушки безопасности). То есть такие машины в принципе не могут воспользоваться всем «меню» баллов, начисляемых за локализацию, при этом к ним применяются те же условия доступа к господдержке, что и для остальных.
Коэффициент рассчитывается как соотношение максимально возможного числа баллов за все системы, которые применимы в автомобиле этого сегмента, к максимальным баллам за системы, присутствующие в машине. В итоге коэффициент получался больше 1. Он умножался на итоговое значение баллов и фактически позволял повышать их объем для «простых» комплектаций. Такая схема существует с 2019 года, пишет «Коммерсантъ».
Теперь в Минпромторге заявили, что подобной системой сложно управлять. Также министерство добавило в новом проекте возможность набирать баллы за прежде не учтенные компоненты.
Одновременно предлагается увеличить максимально возможное число баллов, например, за мультимедиасистемы (с 60 до 130). Примерно столько же можно будет получить за глубокую локализацию сцепления механической коробки передач, оборудования для питания двигателя или штамповку 30% кузова. Локализованная система помощи водителю (ADAS) и вовсе потянет на 500 баллов. Для сравнения, столько же сегодня начисляют за окраску или штамповку не менее 70% кузова с использованием российского металла.
В случае утверждения проекта изменений к постановлению № 719 под ударом может оказаться ульяновская «Буханка», которая была разработана задолго до появления новомодных систем. Модель активно поставляется через госзакупки и сейчас даже без применения коэффициента набирает баллы для доступа к ним. Но поскольку планка доступа к госзакупкам постепенно растет, в перспективе нескольких лет баллов перестанет хватать, при этом дополнительно повысить локализацию будет сложно.
Не исключено, что производителям придется довешивать на свои простые и морально устаревшие модели различные электронные системы, только чтобы соответствовать требованиям госзаказа по локализации. Это приведет к росту цен.