Sollers закрыл свое инжиниринговое подразделение в Тольятти. Оно располагалось в технопарке «Жигулевская долина» (это тольяттинский филиал «Сколково»), где фирма получила статус резидента. Как убедился наш корреспондент, все некогда занимаемые «Соллерс Инжинирингом» помещения в технопарке пустуют, оборудование вывезено, сотрудники уволены. Точнее, работники до 15 августа формально находятся в отпуске, но после этой даты на работу уже не выйдут.
Напомним, в 2019 году Sollers провел реорганизацию и создал четыре инжиниринговых центра (в Москве, Тольятти, Ульяновске и Заволжье) под брендом «Соллерс Инжиниринг». Предполагалось, что основные работы будет выполнять как раз тольяттинский филиал, куда были переброшены основные инженеры из Ульяновска. Но потом, в период постановки на производство двускатной версии УАЗа Профи, часть людей из Тольятти вернули обратно в Ульяновск, так и не объяснив внятно, зачем их ранее вынудили переехать в Тольятти.
После УАЗа Профи у «Соллерс Инжиниринга» внутренних заказов не было (если не считать обособленной площадки на Заволжском моторном заводе, которая проводила определенные работы по двигателям. Впрочем, она их проводила и до создания «Соллерс Инжиниринга»). Поэтому на протяжении полутора лет для нескольких десятков инженеров искали внешних заказчиков. Но единственным крупным клиентом выступил немецкий Reload Motors, заказавший «Соллерсу» разработку электрического грузовика, о чем пресс-служба компании сообщила в декабре 2020-го.
Как нам удалось узнать, сотрудничество с Reload Motors подразумевало разработку электромобиля и постройку двух ходовых прототипов для испытаний. Всего запланировали четыре этапа, но остановились на третьем, не доведя работу даже до комплекта технической документации. Причем остановили по инициативе немецкого заказчика, у которого, по нашим сведениям, появились проблемы с финансированием проекта. Кроме того, Reload Motors изначально заявил малореальные сроки постановки своего грузовика на производство (предполагалось, что это произойдет уже в 2023 году). Сотрудники «Соллерс Инжиниринга», работавшие над проектом, сообщили нам, что сроки пришлось вынужденно пересматривать, а это потянуло за собой изменение всего бизнес-плана.
В основе неудачи сотрудничества с Reload Motors лежит отсутствие базового шасси для электрогрузовика. Первоначально предполагалось, что «тележку» предоставит кто-то из партнеров «Соллерса» — Isuzu или Ford. Но переговоры с этими компаниями результата не принесли: ни японцы, ни американцы не выразили желания давать разрешение на использование своих шасси в немецком проекте.
«Соллерс Инжиниринг» вел переговоры и с британской компанией Arrival, тоже проектирующей электрический грузовик и заявившей еще более сжатые сроки (начало производства намечено на 2022 год). Но с Arrival договориться не удалось — этот контракт перехватил питерский Политех (в лице CML). Впрочем, у Arrival и с CML сотрудничество не сложилось, и, по нашей информации, сейчас Политех не ведет разработку для англичан.
Любопытно, что оба вышеназванных проекта коммерческих электромобилей имеют русские корни. Reload Motors создан выходцем из России Артемом Каганом, а главным бенефициаром Arrival является бывший глава российской телекоммуникационной компании Yota Денис Свердлов. Arrival в марте этого года поставил рекорд IPO, получив оценку собственной капитализации в $13,6 млрд, чему способствовало привлечение в соинвесторы концерна Hyundai и гарантированных заказов от американской почтовой службы UPS на 10 000 грузовиков. Но и у Arrival, судя по всему, что-то идет не по плану: за полгода капитализация компании на NASDAQ упала на 57,8% (данные на 4 августа 2021-го). Вчера акции Arrival торговались по $11,94, в то время как в пике (декабрь 2020-го) их цена достигала $37,18.
Мы направили запрос в «Соллерс Инжиниринг». И оказалось, что внешняя пресс-служба уже не сотрудничает с компанией. Офис «Соллерс Авто» на наш запрос не ответил. Но Эдуард Кузьмин, директор заволжского филиала «Соллерс Инжиниринга», сообщил, что на ЗМЗ работа продолжается и все обязательства перед заказчиками будут выполнены. Впрочем, заволжский филиал всегда был обособлен от «базового» «Соллерс Инжиниринга», фактически это ребрендинг существовавшего многие годы ИЦ «Мотор». Таким образом, можно констатировать закрытие проекта «Соллерс Инжиниринг», по крайней мере, в его прежнем виде, с четырьмя региональными подразделениями.
Рискнем предположить, что описанные события — лишь отголоски процессов, происходящих в ПАО «Соллерс Авто». СП с Isuzu так толком и не заработало, обещанное объявление Адилем Шириновым (директором УАЗа) стратегического партнера, анонсированное на май 2021-го, не состоялось. 3 млрд руб, вложенные в Патриот-2020, пришлось списать в убытки. УАЗ сейчас не имеет ни одного перспективного проекта, добирая «сливки» с автомобилей, находящихся в производстве. По нашей информации, некоторое время тому назад УАЗ планировалось продать за символический один рубль администрации Ульяновской области. Но этой сделке помешала позиция тогдашнего губернатора Сергея Морозова: он лично пообещал владельцу «Соллерс Авто» Вадиму Швецову купить для области 200 соллерсовских микроавтобусов. Но потом пересмотрел сделку, заключив контракт с другими поставщиками. Это послужило причиной личной размолвки Швецова с губернатором и отказа от передачи УАЗа под протекторат местной администрации. Так что сейчас ведется поиск других вариантов сбросить УАЗ с баланса «Соллерса».
Ликвидация «Соллерс Инжиниринга», по всей видимости, очередной этап оптимизации «Соллерс Авто», цель которой — избавление от коммерчески сложных активов. УАЗ — на очереди.