Российские поставщики электроники для автомобилей столкнулись с общемировым дефицитом чипов. В отдельных случаях не покрывается до 40% заказа. Это касается в том числе модулей «ЭРА-ГЛОНАСС», без которых машины не могут попасть на рынок. Пока отечественные автозаводы не снижают выпуск, дефицит покрывается из складских запасов. Однако в перспективе нехватка чипов может затянуться не менее чем на полгода. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка электроники и автопроизводителей.
По словам главы комитета АЕБ по автокомпонентам Алексея Беляева, дефицитные микросхемы применяются не только в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», но также в блоках управления двигателем, приборной панели, кузовной электронике, мультимедийных системах, тахографах и даже кнопках на руле.
Гендиректор производителя автоэлектроники НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик отметил, что у компаний закончились кристаллы на складах, а цикл выпуска микросхем достигает полугода и более.
По оценкам IHS Markit, из-за недостатка полупроводников в первом квартале отложат производство около миллиона автомобилей по всему миру (примерно 5% от общего выпуска). Спрос на чипы вряд ли будет удовлетворен по крайней мере до второго полугодия 2021-го, сообщала газета Financial Times.
Компания «Сантэл Навигация», поставляющая приборы «ЭРА-ГЛОНАСС» СП Daimler AG и КАМАЗа, Ford Otosan, Isuzu, Chery, «Белджи» и другим автопроизводителям, также признала наличие проблемы. В НП «ГЛОНАСС» заявили, что трудности начались в ноябре 2020-го: «Если раньше сроки поставки составляли три-четыре месяца, то сейчас — шесть-девять, на некоторые позиции заказы принимают уже на 2022 год».
На АвтоВАЗе сообщили, что создали специальную рабочую группу по мониторингу ситуации с дефицитом. В Daimler AG ее тоже постоянно отслеживают «в тесном сотрудничестве» с поставщиками и адаптируют производственные программы, если требуется. В Stellantis «держат ситуацию на контроле», но отметили, что рисков, связанных с собираемыми в Калуге Peugeot, Citroen, Opel, нет. В «Соллерсе» сказали, что предприятий группы проблема не коснулась, но из-за общей ситуации на мировом рынке риски дефицита сохраняются.
Сбой с поставками микросхем вызван тем, что автомобильная отрасль восстанавливается быстрее, чем ожидалось, поэтому рассчитанного ранее количества компонентов уже не хватает. Вместе с тем для ведущих производителей чипов из Азии автокомпании в цепочке стоят ниже, чем бренды электроники вроде Apple и HP, поэтому специально под них никто не стремится переписать производственный календарь. Также на ситуацию повлиял крупный пожар, случившийся в октябре на заводе микросхем Asahi Kasei Microdevices (AKM) на юге Японии, который в конечном счете привел к срывам поставок полупроводников.
Среди мировых автопроизводителей только Toyota и Hyundai сделали большой запас микрочипов, поэтому не страдают от их нехватки.
ОБНОВЛЕНИЕ 3 марта 16:00 МСК. В Минпромторге РФ прокомментировали ситуацию с дефицитом микрочипов: «Нам известно о глобальном кризисе поставок электронных комплектующих, который начался в конце 2020 года и продолжает набирать силу. Многие автопроизводители за рубежом уже неоднократно останавливали производство из-за нехватки электроники. В России у автопроизводителей нет перебоев с поставкой электронных комплектующих. Мы внимательно следим за развитием ситуации и готовы оказать автопроизводителям и их как российским, так и зарубежным поставщикам поддержку».