Повышение утилизационного сбора в 2021 году неизбежно приведет к дополнительному росту цен на автомобили сверх инфляции — на 1,5-5%. Таким прогнозом поделился президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев, передает ТАСС.
Напомним, 26 ноября стало известно о намерении правительства России повысить с 1 января утилизационный сбор на машины. По данным «РИА Новости», коэффициенты сбора вырастут на 25-30%.
«По предыдущему опыту, повышение утилизационного сбора неминуемо ведет к росту цен на автомобили. Мы понимаем, что степень локализации производств будет решающим фактором для объема получаемой господдержки в качестве компенсаторной составляющей, и, следовательно, у разных брендов пройдет повышение от 1,5% и, возможно, до 5%», — цитирует Зубарева ТАСС.
Глава РОАД отметил, что в первую очередь в зоне риска находятся импортируемые модели — в таких ситуациях обычно наблюдается их отток из России. Уход с рынка ряда импортных автомобилей негативно отразится на работе отдельных дилерских сетей.
Решение повысить утильсбор связывают с окончанием действия последних активных соглашений о промышленной сборке, которые были исключением из правил ВТО, и выравниванием из-за этого ввозных пошлин на меньшем уровне.
25 ноября эксперты агентства «Автостат» распространили прогноз, что рост цен на новые автомобили в РФ составит около 10% в 2021 году — на тот момент еще не было известно о планах повысить утильсбор. То есть совокупный рост цен на машины может быть 11,5-15%.
Последний раз утильсбор в России повышался 1 января 2020-го. Тогда повышающие коэффициенты выросли на 18,6-145% в зависимости от объема двигателя автомобиля. При этом для физлиц ставки остались прежними: 3400 рублей — для авто в возрасте до трех лет и 5200 рублей — от трех лет.
Напомним, утилизационный сбор на автомобили ввели в 2012 году одновременно со вступлением России в ВТО. Он был призван компенсировать снижение пошлин, предусмотренное соглашением. Базовая ставка сбора для легковых машин — 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов — 150 000 рублей, коэффициенты зависят от объема двигателя автомобиля и его типа (легковой, грузовой, автобус или спецтранспорт). Сбор платят не только импортеры, но и производители машин внутри России. Однако автозаводам уплату ежеквартально полностью компенсируют из федерального бюджета.