Концерн SAIPA, второй по величине после Iran Khodro автопроизводитель Ирана, окончательно прекратил выпуск автомобилей SAIPA Pride, об этом сегодня сообщили в официальном телеграм-канале компании. SAIPA Pride — это лицензионная копия корейской Kia Pride, одного из самых долго производившихся автомобилей современности.
Последний экземпляр малолитражки SAIPA собрала в конце июля 2020 года. Это седан, который обозначался индексом 131. Другие пассажирские автомобили семейства — лифтбек 141, хэтчбек 111 и рестайлинговый седан 132 сняли с производства несколькими месяцами ранее. Единственная из линейки модель, которую продолжат выпускать, — грузовой пикап SAIPA 151.
В Иране Pride производили с 1993 года, то есть 27 лет. Это был самый популярный и самый дешевый автомобиль в стране — в пересчете на валюту цена нового экземпляра составляет сейчас чуть более $5000. За все время SAIPA произвела 6,3 млн таких машин — в среднем по 230 000 единиц в год.
Оригинальный Kia Pride вышел в марте 1987 года, но в действительности эта модель даже не корейская, хотя иранцы покупали лицензию именно у Kia. Модель изначально вышла в 1986-м под именем Ford Festiva, однако разработала ее японская Mazda, акционером которой тогда был американский концерн. В 1987 году эту же модель для рынков Европы и Австралии продавали под именем Mazda 121, хотя в родной для себя Японии она всегда носила только марку Ford и никогда не продавалась как Mazda. Японцы прекратили производить эту машину еще в 1990-м, однако корейцы ее выпускали до 2000-го, а иранцы — и вовсе до 2020-го. Малолитражку под различными марками в 90-е и «нулевые» годы собирали и в других странах — в Китае, Пакистане, Тайване и т. д.
В Иране семейство оснащалось бензиновым мотором Mazda B3 объемом 1,3 л и мощностью 69 л.с., привод — передний, коробка передач — механическая.
Общий жизненный цикл малолитражки от начала выпуска в Японии до завершения в Иране составил аж 34 года!
Нишу «пожилой» модели в гамме SAIPA заняли более современные Tiba, Tiba 2, Saina и Quick, которые иранцы разработали собственными силами. Вся линейка происходит от седана Tiba, появившегося в 2009 году.
В июне персидский автопром попрощался с Peugeot 405.