Проблему недолива топлива на АЗС хотят решить новым ГОСТом. В России завершена разработка национального стандарта ГОСТ Р 58927-2020 «Колонки топливораздаточные. Общие технические условия», который устанавливает требования к топливораздаточным колонкам (ТРК) при отпуске бензина и дизельного топлива потребителю на АЗС. Стандарт утвержден приказом Росстандарта и вводится в действие на территории России с 1 октября 2020 года.
Новый ГОСТ разработан по поручению главы Росстандарта Алексея Абрамова, он — ключевой элемент развернувшейся в России пару лет назад масштабной борьбы с недоливом топлива на АЗС. Положения нового стандарта призваны защитить интересы потребителей и исключить возможность умышленного недолива топлива.
Главные пункты нового ГОСТа:
Эти требования не были учтены в пока еще действующем ГОСТ 9018-89 «Колонки топливораздаточные. Общие технические условия». Он давно устарел, поэтому вскоре прекратит свое действие.
«Принятие нового стандарта на топливозаправочное оборудование — важный элемент механизма по борьбе с недоливом топлива на АЗС. Действующий стандарт, принятый еще в 1989 году, не устанавливает таких важных требований, как защита ПО от вмешательства извне. С конца 1980-х годов технологии производства и эксплуатации топливного оборудования существенно изменились. Принятый документ, разработанный участниками рынка, устранит указанный пробел и позволит создать механизмы по защите граждан от недобросовестных действий при заправке топливом», — рассказал заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
Отмечается, что новый стандарт первое время будет добровольным для применения. Обязательным он станет после того, как это утвердят отдельно.
В феврале 2020-го стало известно, что правительство собирается ужесточить ответственность за недолив на АЗС: он будет караться практически так же строго, как продажа «паленого» бензина — штрафом в размере 1% выручки владельца заправки от реализации топлива за предшествующий год. Такое нововведение прописано в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) России. В случае утверждения нового КоАП штрафы за недолив начнут применяться с 1 января 2021-го.
Согласно проведенной в 2019 году проверке Росстандарта, на каждой пятой заправке (19%) в России недоливают топливо. Тогда ведомство проинспектировало 200 АЗС, нарушения зафиксированы в 39 случаях.