При текущих ценах на топливо и электроэнергию затраты на содержание электромобиля в России существенно ниже, чем аналогичного по классу автомобиля на бензине или дизеле. Но с учетом изначально высокой стоимости электромобилей они все еще обходятся дороже. К такому выводу пришла консалтинговая компания Vygon Consulting.
Согласно подсчетам, при среднегодовом пробеге в районе 15-17 тыс. км совокупная стоимость владения электромобилем среднего класса в перспективе пяти лет будет на 18% выше. Такие данные были получены при сравнении Nissan Leaf с Skoda Octavia.
Основной проблемой является гораздо более высокая цена электромобилей. Так, цена Лифа принята за 2,1 млн рублей (хотя официально новые автомобили к нам не поставляются), в то время как Октавия обойдется в 1,4 млн.
Общие затраты на электромобиль и бензиновый аналог сравняются лишь в том случае, если ежегодный пробег будет достаточно высоким — более 45 тыс. км в год. Подобные значения характерны скорее для автомобилей каршеринга или такси.
По прогнозам Vygon Consulting, без специальных мер поддержки к 2025 году парк частных электромобилей в России превысит 150 000 штук (два автомобиля из ста новых будут электрическими), парк такси и каршеринга в крупных городах станет электрическим на 25% (125 000 штук). К 2025 году в стране могут ездить 80 000 электробусов — около 20% от общего российского парка автобусов, но это потребует целевых мер от городов-миллионников. Остальные выкладки исследователей можно изучить в материале «Накопители энергии в России: инъекция устойчивого развития».
Узнать более подробную информацию об особенностях эксплуатации электромобиля в России можно из блогов Дрома про Nissan Leaf: в 2019-2020 годах мы провели длительный тест Nissan Leaf ZE0, а весной 2020-го купили Leaf ZE1.