Правительство планирует увеличить субсидии на перевод автомобилей с бензина на сжатый природный газ (метан) с 30 до 60% от суммы расходов на конвертацию. С таким предложением выступил министр энергетики Александр Новак.
Инициатива рассматривается в качестве антикризисной меры. Субсидиями смогут воспользоваться физлица и малый бизнес. По данным Новака, автовладельцы смогут сэкономить 4-5 млрд руб.
Еще 30% от суммы расходов выделит «Газпром» за счет маркетинговых программ своей «дочки» «Газпром газомоторное топливо», которая является основным поставщиком метана для автомобилей в России. Владельцам машин останется заплатить лишь 10% стоимости перевода техники на газ.
Представитель вице-премьера Юрия Борисова сказал РБК, что правительство поддержало предложение министра энергетики.
В ноябре 2019-го замминистра энергетики Антон Инюцын заявил, что правительство с 2020 по 2024 год направит в развитие газомоторной отрасли 50 млрд руб. Ежегодно планируется выделять 3,5 млрд руб. на развитие газовых заправочных станций, а 700 млн руб. — на переоборудование автопарка. На первом этапе в программу вошли 27 регионов, где идет развитие инфраструктуры газозаправочных станций.
По данным на март 2020-го, в России было 484 заправки с газомоторным топливом, 329 из них принадлежат группе «Газпром». Объем реализации компримированного природного газа (КПГ) на заправках «Газпрома» в РФ в 2019 году вырос на 30%, до 779,3 млн куб. м.
По сообщениям «Газпром газомоторное топливо», стоимость 1 км пути на газе обходится автовладельцам в 1 руб., на бензине — в 3 руб. Расчет сделан для легкового автомобиля со средним расходом 7 л топлива (эквивалентен 7 куб. м газа) на 100 км. В целом подобные доводы близки к истине, поскольку газ действительно в три раза дешевле бензина АИ-95 (16,73 руб. за 1 куб. м природного газа против 47,41 руб. за литр бензина).
Как говорит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, переоборудование одной машины обходится в 80-150 тыс. руб. «Легковой автомобиль можно переоборудовать на газ за 30–100 тыс. руб. в зависимости от его класса и мощности, грузовой — от 100 до 500 тыс. руб., микроавтобус — за 100–150 тыс. руб.», — отметил он.
Предполагается, что благодаря новой программе в 2020-м на газ будет переведено до 10-12 тыс. машин.
По данным Минэнерго, в 2019 году было переоборудовано на газ около 15 тыс. автомобилей. Но с началом эпидемии в 2020-м спрос на перевод машин упал из-за ограничения передвижений и падения доходов малого и среднего бизнеса.
Напомним, российское правительство ведет популяризацию метана в качестве автомобильного топлива с 2013 года. Из федерального бюджета муниципалитетам выдаются субсидии на закупку автобусов и грузовиков с двигателями, работающими на метане. Метан не нужно путать со сжиженным нефтяным газом (пропан-бутан). Средняя цена метана сейчас в России составляет около 18 руб. за кубометр, а пропан-бутана — 23 руб. за литр.