Верховный суд России (ВС) фактически освободил добросовестных покупателей подержанных импортных автомобилей от уплаты утилизационного сбора. Платить такой сбор должны те, кто ввез машину в страну. Об этом говорится в Обзоре судебной практики ВС РФ от 25 декабря 2019 года.
ВС сделал следующий вывод: уплачивать утилизационный сбор в случае ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации должно лицо, фактически осуществившее ввоз. Если оно впоследствии продаст автомобиль, то это не избавит его от обязанности.
Иными словами, покупатели подержанных автомобилей, по которым не был уплачен утильсбор, фактически освобождаются от ответственности. Хотя соответствующий счет приходит обычно именно к ним, как к текущим владельцам.
Но в решении есть нюансы. Во-первых, переложить уплату на продавца можно будет лишь в том случае, если суд удастся убедить, что на момент продажи покупатель не знал о том, что утильсбор не был уплачен (т.е. покупатель должен быть добросовестным). В ином случае он разделит ответственность с тем лицом, которое ввезло транспортное средство и не уплатило сбор.
Во-вторых, в рассматривавшемся Верховным судом случае речь идет о спецтехнике: компания ввезла через Брянский акцизный таможенный пост пять тракторов, не уплатила утилизационный сбор и затем продала их. Когда Центральная акцизная таможня выставила счет на 300 тысяч рублей, фирма попыталась в судебном решении его оспорить, но ей этого не удалось.
Верховный суд в своем определении № 310-ЭС19-8382 ссылается на пункт 1 статьи 241 Закона № 89-ФЗ, который устанавливает правила утилизационного сбора для всех колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов. То есть эту позицию в теории можно экстраполировать и на легковые автомобили. Проблема заключается в том, что продать ввезенную машину без уплаты утильсбора тоже не так-то просто, поэтому случай нельзя назвать рядовым.
Но при покупке подержанной иномарки всегда следует тщательно проверять, был ли за нее уплачен сбор (определяется по отметке в ПТС).