В Турции с 2017 года разрабатывается проект «первого национального автомобиля», его ведет консорциум из группы местных многоотраслевых компаний. 28 декабря 2019 года в присутствии президента страны Реджепа Эрдогана представлены первые прототипы проекта — это построенные на единой платформе среднеразмерные электромобили типа седан и кроссовер. Они несут логотип новообразованного бренда TOGG — Türkiye’nin Otomobili Girişim Grubu, т. е. Турецкое автомобильное совместное предприятие.
Платформа электромобилей создана с нуля совместными усилиями турецких и западных инженеров, но интеллектуальные права на нее полностью принадлежат Турции. Все подвески выполнены независимыми: передняя — по схеме МакФерсон, задняя — по многорычажной схеме. В «тележку» изначально заложена вариативность: она может иметь один электромотор сзади (монопривод) или два — на обеих осях (полный привод).
Современный и сбалансированный облик разрабатывало «под ключ» итальянское ателье Pininfarina. Некоторые детали экстерьера дизайнеры умышленно выполнили на мотив турецкой культуры — в частности, зубья решетки радиатора и спицы колесных дисков по конфигурации отсылают к традиционному рисунку тюльпанов на коврах.
Технические характеристики пока известны только для кроссовера. В базовой заднеприводной версии он имеет 200-сильный электромотор, в полноприводной общая отдача моторов составляет 400 л.с. Разгон с места до 100 км/ч у 4x2 занимает 7,6 секунды, а у 4x4 — лишь 4,8 секунды. Запас хода на одной зарядке варьируется от 300 до 480 км — в зависимости от емкости батарей. Предусмотрена быстрая подзарядка за 30 минут, на батареи дается заводская гарантия 8 лет.
В оснащении электромобилей есть система автопилота второго уровня — она может полностью управлять автомобилем (ускорение, торможение и рулежка), но требует от водителя постоянной готовности вмешаться. В будущем планируется модернизация системы автопилота до третьего уровня, которая не будет требовать от водителя немедленной реакции.
По-настоящему интересной инновацией TOGG является голографический ассистент, который методом дополненной реальности в трехмерном виде транслирует перед глазами водителя подсказки навигатора и другую важную информацию.
Общие инвестиции в проект TOGG — 22 млрд турецких лир (=$3,7 млрд), на эти деньги планируется в т. ч. строительство нового автозавода мощностью 175 000 электромобилей в год в городе Бурса. Гамма TOGG будет включать пять моделей различных классов. Первая товарная продукция сойдет с конвейера предприятия в 2022-м, машины будут продавать не только на внутреннем рынке, их также расчитывают экспортировать. Мультипликативный эффект проекта для турецкой экономики до 2037 года оценивается в $50 млрд. Исполнительным директором TOGG наняли Мехмета Гуркана Каракаса, бывшего топ-менеджера Bosch, операционным директором — Серджи Роча, бывшего главу GM Korea.
Соучредителями TOGG являются корпорации Anadolu, BMC, Koc, Turkcell, Zolru и Vestel.
Добавим, что первая попытка создать автомобиль в Турции состоялась в 1961 году — тогда в стране разработали седан под названием Devrim (в переводе на русский «Революция»). Машину разработали в сжатые сроки, прототипы оказались сырыми и проект так и не получил развития.
Впоследствии в Турции появилась собственная марка Anadol, под которой выпускали автомобили, разработанные по заказу сторонними компаниями. К настоящему моменту этого бренда уже нет. В Турции активно выпускают грузовой и коммерческий транспорт усилиями множества совместных предприятий, организованных при участии зарубежных компаний. Легковые автомобили в Турции производят Ford, Fiat, Renault, Toyota и Hyundai.