На базе Лады Калины построили экспериментальный водородный автомобиль, его представили на международном форуме «Открытые инновации», который прошел 21-23 октября в Москве.
За основу для водородомобиля взяли не обычную Калину, а электромобиль Lada Ellada, выпущенный АвтоВАЗом в 2013 году в количестве 100 экземпляров. У него демонтировали стандартные агрегаты и поставили энергоустановку на основе водородных топливных элементов.
Строительством необычного автомобиля занималась компания «Электротранспортные технологии», являющаяся резидентом технопарка «Калибр». Также участие в создании водородного электрокара принимали Центр компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии при ИПХФ РАН и ООО «ИнЭнерджи», пишет Лада Калина Клуб.
В универсал установлен аккумулятор емкостью 24 кВт*ч и система на основе топливных элементов с водородными баллонами высокого давления, выдающими 20 кВт*ч. В сумме такая установка готова обеспечить до 300 км пробега на одном заряде. При этом только за счет увеличения объема водородных баков в перспективе планируется увеличить дальнобойность до 650-800 км.
По словам руководителя Центра компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии при ИПХФ РАН Юрия Добровольского, пока это даже не прототип, а скорее демонстратор технологии. Он отметил, что подобные автомобили будут хорошо адаптированы для российских условий эксплуатации: в городе можно будет заправлять машину от розетки, а при поездках на дальние расстояния использовать дополнительно баллон с водородом.
Предполагается, что через полгода-год будет создан новый опытный образец, в котором используют доработанную версию силовой установки.
Отметим, что это не первый проект водородомобиля на базе Lada. Еще в 2001 году сам АвтоВАЗ в сотрудничестве с Уральским электрохимическим комбинатом (УЭХК) разработал водородомобиль Антэл-1 на базе пятидверной Нивы ВАЗ-2131. В 2003 году был представлен водородомобиль Антэл-2 на базе универсала ВАЗ-2111. Дальше работы в этом направлении АвтоВАЗ не проводил.
Сейчас в мире есть три серийных водородомобиля — японские Toyota Mirai и Honda Clarity FCV, а также корейский Hyundai Nexo.