Правительство с завидной регулярностью повышает утилизационный сбор. Очередная индексация намечена на 1 января 2020 года. В сентябре мы уже обсуждали возможный размер повышения и приводили примеры предполагаемой ставки утильсбора. Однако пока документ не утвержден. Теперь Минпромторг предлагает вообще не повышать сбор для подержанных легковых автомобилей и для большинства коммерческих.
Как сообщают «Ведомости», речь идет о том, чтобы сохранить прежние ставки для машин в возрасте старше трех лет. Это следует из подготовленного министерством проекта постановления правительства.
Ожидается, что базовые ставки останутся прежними: 20 000 рублей для легковых и 150 000 рублей для коммерческих автомобилей. Вместе с этим изменятся повышающие коэффициенты, которые зависят от типа машины, возраста и объема двигателя. В итоге, например, за самые популярные новые легковые машины с двигателями объемом 1,0-2,0 литра потребуется заплатить 178 400 рублей против текущих 84 000.
Предполагается, что от повышения ставок для подержанных машин было решено отказаться из-за того, что такие автомобили не страшны местному автопрому: их доля в импорте ничтожна. В частности, из 234 тысяч автомобилей, ввезенных в 2018 году юрлицами, лишь 9,5 тысячи пришлось на транспортные средства старше трех лет.
Предложения Минпромторга уже учтены в проекте федерального бюджета. В 2020 году доходы от утилизационного сбора на выпускаемые в России машины с учетом новой индексации ожидаются в размере 338,4 млрд рублей (204,2 млрд рублей в 2019 году), на ввозимые автомобили — 77,3 млрд рублей (54 млрд рублей в 2019 году).
Утилизационный сбор ввели в России в 2012 году одновременно со вступлением в ВТО. Он призван компенсировать снижение пошлин. Сбор платят импортеры и производители автомобилей внутри России, но автозаводам его полностью компенсируют из федерального бюджета.
Отдельно отметим, что обсуждаемая индексация касается только юрлиц. Физлица уплачивают утильсбор по фиксированной ставке вне зависимости от объема ДВС: 3400 рублей для автомобиля в возрасте до трех лет и 5200 — от трех лет. Пока нет данных о том, будут ли пересмотрены эти ставки, поскольку текст постановления правительства еще не опубликован. Скорее всего, при ввозе подержанных японских машин ситуация не должна кардинальным образом измениться.