Заниматься установкой новых дорожных камер будет дочернее предприятие «Ростеха» и АО «ГЛОНАСС» — компания «ГЛОНАСС БДД». Правительство уже готовит соответствующее распоряжение. Продуманы и тарифы для регионов для работы с компанией: 150–250 рублей за одно штрафное постановление и 65–90 тысяч рублей за аренду комплекса в течение месяца.
ООО «ГЛОНАСС БДД» на 34% принадлежит корпорации «Ростех», 30% — АО ГЛОНАСС, 36% — ООО «Сотка высоток». О создании компании в «Ростехе» объявляли в мае.
По данным «Коммерсанта», 100% компании «Сотка высоток» принадлежит Артему Лопатину, при этом среди учредителей числится ООО «Автодория» — казанский производитель дорожных камер и ООО «Миг», учредителем которого является ПАО «Таттелеком» (к самолетам МиГ отношения не имеет). «Автодория», в свою очередь, была учреждена казанским ООО «Стартобаза», совладельцем которой выступала Светлана Никифорова — жена бывшего главы Минкомсвязи Николая Никифорова. При этом сам Никифоров до сих пор входит в совет директоров АО «ГЛОНАСС».
Напомним, в некоторых регионах (Московской, Курганской, Рязанской областях, Ингушетии, Чечне) власти заключили 10-12-летние концессионные соглашения и госконтракты с компаниями на установку и обслуживание камер. Вложения возвращаются за счет оплаченных штрафов. По мнению автомобилистов и экспертов, частные компании зарабатывают на участниках движения.
Правительство обратило внимание на проблему в феврале 2019 года, когда вице-премьер Максим Акимов заявил о необходимости пересмотра существующих схем установки камер фотовидеофиксации. В частности, речь шла об отказе от частных подрядчиков. Тогда Акимов назвал дорожные камеры «средствами коммерциализации».
В некоторых регионах уже работает предложенная правительством схема, когда компания получает 150–250 рублей за «услугу» предоставления информации о правонарушении. К примеру, в Подмосковье «МВС Групп» получает 244 рубля за каждый оплаченный штраф, в Тамбове — 243 рубля, в Курганской области — 150–345 рублей.
Эксперты высказывают опасения, что новый проект связан не столько с желанием повысить безопасность на дорогах, сколько с перераспределением потока денег от автомобильных штрафов. Иными словами, частных подрядчиков заменяют «Ростехом» и его партнерами.
Добавим, «Ростех» все глубже проникает в автомобильную сферу. Госкорпорация является совладельцем системы взимания платы с большегрузов «Платон», она же стала единственным оператором системы электронных ПТС.