Во Вьетнаме началось производство автомобилей марки VinFast, это первый национальный автопроизводитель страны. ВинФасты планируют поставлять на экспорт, в т. ч. в Россию.
Продукция с конвейера VinFast начала сходить в пятницу, 14 июня. Первой моделью бренда стал пятидверный городской хэтчбек Fadil (Фадил) — это лицензионная версия кросс-малолитражки Opel Karl Rocks образца 2014 года.
Инвестором проекта выступает многоотраслевая корпорация Vingroup, основной профиль деятельности которой — строительство. 50-летний владелец Vingroup Фам Нят Выонг тесно связан с бывшим СССР, он учился в Московском геологоразведочном институте, а первый бизнес открыл на Украине.
VinFast Fadil оснащают 1,4-литровым бензиновым мотором GM мощностью 99 л.с. Коробка передач — бесступенчатый вариатор, привод — передний. Длина, ширина высота Фадила составляют 3676, 1632 и 1495 мм соответственно, колесная база — 2385 мм.
На родине в базовой комплектации новинка стоит 395 млн донгов, это около миллиона рублей. Не дешево, но оснащение здесь богатое — шесть подушек безопасности, АБС, ESP, система помощи при трогании в гору и т. д.
Завод VinFast построили за 21 месяц, он расположен на севере страны в городе Хаипхонге. Первая очередь предприятия позволяет выпускать до 250 тысяч автомобилей в год, с запуском второй очереди в 2025 году мощности удвоятся. Совокупные инвестиции Vingroup в автопроизводство составляют $3,5 млрд.
В нынешнем году в производство пойдут еще две модели VinFast — среднеразмерный седан Lux A2.0 и кроссовер Lux SA2.0. Именно эти две модели будут поставлять в Россию, в их основе лежат лицензионные технологии из Германии (!) — Lux A2.0 опирается на шасси BMW 5-series поколения F10 (2010-2017), а Lux SA2.0 — на базу BMW X5 F15 (2013-2018). Предсерийные прототипы «вьетнамских БМВ» показывали осенью 2018 года в Париже. Их будут оснащать лицензионной версией 2,0-литрового бензинового турбомотора BMW N20 мощностью от 175 до 225 л.с. Коробка передач — 9-ступенчатая автоматическая, производства ZF (Германия). Привод у седана Vinfast — задний, у кроссовера — полный.
Руководить VinFast наняли бывшего вице-президента General Motors по глобальным операциям Джима Делюка.
Экспорт своих автомобилей вьетнамцы планируют начать с середины 2020 года. В Россию их будут поставлять по беспошлинной схеме — между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом, в который входит РФ, с 2016 года действует соглашение о свободной торговле. ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ и Renault пользуются этим «окном», поставляя машины российского производства во Вьетнам. Но в противоположную сторону автомобили еще не отправляли. Беспошлинный ввоз означает, что на нашем рынке появятся недорогие премиум-модели с «породистыми» агрегатами BMW.
Вьетнам последние два десятилетия переживает бурный экономический рост — средняя динамика роста ВВП страны с 2000 года составляет 6,6%. 19 лет назад размер ВВП в пересчете на душу населения составлял $400, сейчас — $2600. Это один из самых быстрорастущих и крупных автомобильных рынков Юго-Восточной Азии (прирост за 2017 год составил более 15%). Автопром как таковой в этой стране есть, но своих автомобильных марок никогда не было — местные заводы занимаются сборкой «чужих» машин. Самыми популярными автомобилями на вьетнамском рынке являются Toyota и Volkswagen.