Аппарат вице-премьера Дмитрия Козака предложил глобальную реформу системы утилизационного сбора. Основная идея — направлять часть сборов от импорта иностранных автомобилей на поддержку экспорта отечественных машин.
Как выяснило издание «Коммерсантъ», инициатива была оглашена 29 сентября на встрече Козака с автопроизводителями в Сочи. Сборы от импорта на поддержку экспорта будут проводиться через нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Минэкономики поддержало это предложение, документы по нему уже отправлены для согласования в профильное ведомство — Минпромторг.
Идея Козака потребует увеличения утилизационного сбора относительно текущего уровня примерно на 30%. Отметим, что последний раз утильсбор повышался 1 апреля 2018 года, тогда по отдельным категориям автомобилей ставки выросли на 90%.
Утильсбор с 2014 года платят все концерны (от нескольких десятков тысяч рублей с легковых машин массового сегмента), но российским заводам его затем неофициально компенсируют через промышленные субсидии из бюджета. Тем самым роль сбора свелась к протекционистскому барьеру против импорта, поскольку по правилам ВТО размер импортных пошлин ограничен.
Еще одно предложение Козака: переформатировать механизм субсидирования поддержки автопрома и авторынка (льготные кредиты и лизинг, программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», система послепродажного обслуживания за рубежом и т. д.). Сейчас это направление финансируется только из федеральной казны, но вице-премьер считает, что часть расходов по этому направлению должны взять на себя регионы.