С 1 января 2019 года в России вводится новый стандарт автомобильных номерных знаков — соответствующий приказ издало Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). ГОСТ содержит большое количество нововведений — например, для японских праворульных и американских автомобилей появится возможность заказать «квадратные» номера. Обо всем — по порядку.
Зачем нужен новый ГОСТ?
Нынешний стандарт автомобильных номеров действует с 1993 года. За 25 лет он серьезно устарел — не предусматривает вариативности в размере госномера и отдельных категорий для классических и спортивных автомобилей. В новом ГОСТе эти пробелы восполняются. Разработка документа велась с 2016 года, инициатором выступил Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ. ГОСТ называется «Знаки государственные регистрационные транспортных средств», он утвержден приказом Росстандарта 555-ст.
Какие новые типы номеров вводятся?
ГОСТ вводит десять новых типов регистрационных знаков. Как уже отмечалось выше, появятся номера, рассчитанные на американские и японские праворульные автомобили с нестандартным для РФ местом крепления. «Квадратный» номер можно будет заказать только для задней площадки автомобиля, спереди придется использовать обычный номер нынешнего формата. Размер «квадратного» номера — 290 на 170 мм (для сравнения, размеры обычного номера — 520 на 112 мм).
Раритетам и машинам для профессионального автоспорта отводятся отдельные категории номеров — их будут помечать литерами «К» и «С» соответственно; буквы будут отделены чертой от остальных символов. На маркировке классических и спортивных машин уже давно настаивала Российская автомобильная федерация. Специальный учет таких машин позволит впоследствии ввести для них ограничения в правилах движения.
Для мотоциклистов будут доступны номера уменьшенного размера: 190 на 145 мм. У зарубежных мотоциклов (их на порядок больше отечественных) маленькая площадка под номер — российский госзнак на нее просто не помещается. Старый ГОСТ 1993 года этого не учитывал.
Впервые появляются специальные госзнаки для мопедов: по размеру они будут как мотоциклетные (190 на 145 мм), но с другим набором букв и цифр — ММ55АА77RUS (структура мотоциклетного, напомним, 1133АА77RUS). Как отмечает «Коммерсантъ», регистрировать будут только макси-скутеры: они не являются полноценными мотоциклами, но оборудованы двигателями объемом более 50 куб. см.
Появятся специальные мотоциклетные номера на красном фоне для работников иностранных дипмиссий, а также знаки для квадроциклов.
От нескольких идей при разработке нового ГОСТа отказались: в частности, были отклонены предложения использовать для номеров шрифт евросоюзовского образца и ввести отдельную категорию для электромобилей.
Технические изменения
Некоторые нововведения носят технический характер, но они не менее важны. Так, ГОСТ регламентирует, что каждая заготовка номера должна иметь уникальный 12-значный код изготовителя. Он подскажет полиции, где, кем, когда был произведен госзнак и где он продан. Помимо этого ГОСТом снят запрет на сверление дополнительных отверстий в знаке: уточнено лишь, что они не должны затрагивать символы, флаг и код RUS.
Новые номера введут сразу с началом действия ГОСТа?
Несмотря на то, что новый ГОСТ вводится 1 января, это не значит, что новые номера можно будет получить с этой даты. Скорее всего, их реальное введение начнется спустя несколько месяцев от этой даты. Причина банальна: сначала в МВД хотят исчерпать запасы старых номеров. Кроме того, по новому ГОСТу еще не разработаны точные чертежи. Как только эти задачи решат — МВД начнет закупки новых номеров у производителей на тендерах. Этим обычно занимается специальная полицейская структура — Центр специального назначения в области безопасности дорожного движения. Также МВД еще предстоит перенастроить дорожные камеры под восприятие номеров нового типа.