Автобизнес Дальнего Востока с замиранием сердца ждал 1 июля, поскольку на эту дату было назначено завершение действия временного порядка по установке SOS-датчиков ЭРА-ГЛОНАСС на импортируемые бэушные автомобили. Без «Эры» невозможно получить СБКТС и ПТС и, следовательно, — невозможно продать машину на рынке или поставить ее на учет. Но на дворе уже 2 июля и… никакой конкретики в этом вопросе не появилось. Как сообщают источники Дрома, сертификатные конторы во Владивостоке «затаились» и не оформляют свежих СБКТС, а без этого документа таможня не выдает ПТС.
Требование об обязательной установке модулей ЭРА-ГЛОНАСС на все вновь вводимые в обращение автомобили ввели в январе 2017 года. Для импортируемых б/у автомобилей был предусмотрен особый порядок установки модулей — он определяется техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (в редакции с изменениями № 1 от 30 января 2013 г.). «Дедлайн» на 1 июля 2018 года был определен 14 марта 2017 года на совещании у тогдашнего куратора темы ГЛОНАССа — вице-премьера Дмитрия Рогозина, — но в официальных документах и сообщениях эта дата не звучала. В апреле нынешнего года врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко направил в правительство РФ обращение с просьбой продлить действие временного порядка установки. В Интернете «гуляет» скан недавнего ведомственного письма ФТС России за подписью замруководителя ФТС Руслана Давыдова, в котором он подтверждает своим коллегам, что «дедлайн» по установке «Эры» назначен на 1 июля 2018 года.
Но как пишет «Коммерсантъ», в Минпромторге РФ сейчас говорят, что с 1 июля ничего не изменилось и временный порядок продолжает действовать. В пресс-службе Дальневосточного таможенного управления также утверждают, что с 1 июля порядок ввоза подержанных автомобилей не изменился. При этом на сайте федерального правительства никаких свежих документов относительно продления временного порядка установки ЭРА-ГЛОНАСС не опубликовано, нет их и на сайте Евразийской экономической комиссии — регулирующего органа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором членствует Россия.
Чтобы постараться понять, что происходит с ЭРА-ГЛОНАСС, корреспондент Дрома обратился в АО «ГЛОНАСС» — это оператор системы; компании, устанавливающие модули, аккредитовываются именно этим АО. Но в АО «ГЛОНАСС» нам ничем не помогли, порекомендовали обратиться в органы исполнительной власти (ФТС или федеральное правительство). Позиция АО «ГЛОНАСС» основывается на том, что «модули автовладельцы устанавливают по своей инициативе» (!).
Путаница с «Эрой» происходит уже не в первый раз. Обязательное требование об оснащении машин этой системой ввели 1 января 2017 года, но реально у импортеров подержанных автомобилей появилась возможность установить «кнопку» лишь четырьмя месяцами позднее. Теперь же власти не озаботились тем, чтобы разъяснить актуальный статус временного порядка.