После введения 6 апреля новых санкций против группы российских предпринимателей и принадлежащих им компаний рубль потерял по отношению к мировым валютам около 10% своей стоимости.
Опыт предыдущих обвалов рубля в последние четыре года показал, что одними из первых на его обесценение реагируют автоконцерны — они повышают цены на машины в России. Мы связались с представителями четырех крупных автомобильных компаний и задали им одни и те же вопросы: стоит ли ожидать незапланированного повышения цен на автомобили, и если да, то в какие сроки и каким в процентах оно будет? Приводим ответы.
Наталья Астафьева, представитель российского отделения Toyota Motor: «Мы относим данную ситуацию к краткосрочным колебаниям, которые не могут в корне изменить установленную политику ценообразования. Ценообразование зависит от множества факторов, таких как значительное изменение конъюнктуры рынка, появление автомобилей нового модельного года и других. Компания Тойота всегда стремится предложить своим клиентам лучший продукт по конкурентоспособной цене, включая своевременные специальные ценовые и кредитные предложения»;
Анна Гемиш, пресс-атташе по продуктам российского отделения Renault: «Renault Россия внимательно следит за ситуацией на рынке и придерживается стратегии гибкого ценообразования, учитывающей различные факторы. Компания воздерживается от поспешных решений в связи с колебаниями курсов валют, на текущий момент цены на все модели остаются на прежнем уровне»;
Юлия Тихонравова, представитель «Хёндэ Мотор СНГ»: «Мы мониторим ситуацию, отслеживаем динамику курсов, но к каким-то конкретным действиям пока не готовы»;
Сергей Ильинский, начальник пресс-центра ПАО «АвтоВАЗ»: «На сегодняшний день у нас не запланировано изменений в ценовой политике».
Представители Toyota, Renault, Hyundai и «АвтоВАЗа», не сговариваясь, дали похожие по смыслу ответы, свидетельствующие о том, что крупнейшие игроки российского авторынка сейчас занимают выжидательную позицию и внимательно следят за дальнейшим развитием ситуации с курсом рубля. К немедленному повышению цен на автомобили никто не готов — все надеются, что ситуация стабилизируется и откатится назад, но в то же время опасаются, что курс «деревянного» может упасть еще сильнее.
Обвал рубля в последние дни был обусловлен конкретным событием — американскими санкциями против российских корпораций. Жесткие ограничения в отношении «Русала», En+, «Реновы», «Группы ГАЗ» и других крупных компаний по определению подрывают благосостояние экономики России, поэтому рубль и падает. Сейчас на рубль воздействуют еще два противоположных по влиянию фактора — крайне негативно развивающаяся ситуация в Сирии, которая грозит конфронтацией США и России, и, в контрасте с этим, растущая цена на нефть. То есть, с одной стороны, курс рубля должен продолжить падать, а с другой — его поддерживает дорожающая нефть. Вот и гадай, что будет с российской экономикой и авторынком.