Компания «Механосборочный цех № 6 АМОЗИЛ», располагающаяся на арендованных площадях легкового цеха завода ЗИЛ в Москве, завершила реставрацию редчайшего советского автомобиля — представительского микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность» первого поколения.
«Юность» создана на базе лимузина ЗИЛ-111. Идея разработки микроавтобуса на этом шасси возникла тогда же, когда началось производство «донора» — в 1959 году. На ЗИЛе считали, что такая модель позволит увеличить объемы производства деталей и агрегатов 111-го и, как следствие, снизить высокую себестоимость лимузина.
Дизайн кузова микроавтобуса разрабатывали художники-конструкторы Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий, в конце 1950-х они были совсем молодыми специалистами. Экстерьер автомобиля характеризуют легкий и стремительный профиль, выразительное оформление передней и задней частей кузова, огромное панорамное лобовое стекло и «щедрый» хромированный декор. Стиль салона разрабатывала дизайнер Татьяна Киселева, практически каждая деталь в интерьере тщательно проработана с эстетической точки зрения.
Микроавтобус имеет переднемоторную компоновку и задние ведущие колеса. Салон рассчитан на 17 человек (без учета водителя), сиденья — повышенной комфортности. В движение машину приводит 6,0-литровый бензиновый V8 ЗИЛ-118, который является модификацией мотора от массового грузовика ЗИЛ-130. Двигатель развивает 150 л.с. мощности, он агрегатирован с двухступенчатой автоматической гидромеханической коробкой передач. В базовом оснащении модель комплектовалась огромным люком и тонированными панорамными окнами в крыше.
ЗИЛ-118 «Юность» создавался как многоцелевой автомобиль. Его можно было использовать для обслуживания гостиниц, санаториев, домов отдыха, госучреждений. Он также мог работать как маршрутное такси и как экспресс до аэропорта.
«Юность» не стала серийной моделью — ее, как и исходный лимузин, собирали поштучно с использованием большой доли ручного труда. С 1961-го по 1970 год было выпущено 20 единиц ЗИЛ-118 плюс один микроавтобус в медицинском исполнении.
В 1967 году одну из «Юностей» выставляли в экспозиции объединения «Интурист» на Международной автобусной неделе в Ницце, и она смогла удивить искушенную западную публику. Автобус получил 12 международных наград, а Генри Форд-младший пытался даже купить лицензию на производство «Юности» в США или хотя бы наладить совместное производство, в чем ему было отказано.
Отреставрированный силами компании «Механосборочный цех № 6 АМОЗИЛ» экземпляр несколько лет назад был найден в дальнем углу одного из цехов таганрогского «ТАНТК им. Бериева» — авиазавода, который выпускает самолеты-амфибии Бе-200. Активная реставрация машины началась год назад — весной 2017 года. «Юность» находилась в более-менее комплектном состоянии, но кузов микроавтобуса сильно пострадал от коррозии. В ходе восстановительных работ мастерам пришлось изготовить и приварить новые колесные арки, воспроизвести с чистого листа множество других деталей. В результате автомобиль полностью соответствует оригинальному состоянию.
Интересно, что кузов отреставрированного микроавтобуса покрасили в цвета того самого экземпляра, который в 1967 году покорил посетителей Международной автобусной недели в Ницце. Надписи на боковинах кузова на русском и французском языках тоже имитируют машину с выставки.
Сегодня «Юность» первого поколения — один из самых дорогих советских классических автомобилей. В 2017 году один из экземпляров такой машины продавался за 35 млн рублей.
ЗИЛ является старейшим российским автомобилестроительным предприятием — он был основан еще до революции, в 1916 году. Сейчас на бывших площадях завода строится новый район Москвы с жилыми и офисными зданиями. При этом производство легковых автомобилей на ЗИЛе стараниями фирмы «Механосборочный цех № 6 АМОЗИЛ» продолжается до сих пор. Репортаж с завода был опубликован на Дроме летом 2016 года.
Фото: Артем Попович, специально для Drom.ru