Правительство, похоже, всерьез озаботилось спадом на авторынке (по предварительным данным, за первые 6 месяцев продажи новых автомобилей в России сократились на 6%). Чтобы стимулировать продажи новых авто, по информации изания «Коммерсантъ», планируется снизить ставки по автокредитам. Точнее — субсидировать их.
В мае, под давлением Евросоюза, в Госдуму был внесен законопроект, обязывающий платить утилизационный сбор не только иностранных, но и российских автопроизводителей. Пока этот законопроект не принят, но когда это произойдет, стоимость отечественных автомобилей непременно вырастет (по самым мрачным прогнозам — до 15%). Поэтому власти решили поддержать отечественных автопроизводителей другим способом: еще с 1 июля 2013 года в России должна была начать работу новая госпрограмма субсидирования автокредитов, о которой заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Как и предыдущая программа субсидирования автокредитования (2009-2012 гг.), новая госпрограмма стимулирует приобретение недорогих автомобилей, чья стоимость не должна превышать 700 тыс. руб. Однако членство России в ВТО обязывает распространять эту программу не только на собранные на территории РФ, но и на импортируемые автомобили (по утвержденному правительством списку).
Новая госпрограмма должна действовать до конца 2014 года, и на ее реализацию из бюджета выделено 12 млрд. руб. Государство берет на себя обязательство снизить банковскую ставку по кредиту на 5,5% (если говорить на языке экономистов — на две трети от ставки рефинансирования Банка России, что сегодня составляет 8,25%). При этом сумма займа не должна превышать 595 тыс. руб. (остальные 105 тысяч из максимальных 700 тыс. руб. идут в счет первоначального взноса). Срок кредитования — не более 3 лет.
На инициативу правительства откликнулось несколько банков, готовых участвовать в новой госпрограмме, среди которых Сбербанк, ВТБ24 и Росбанк. Все они отмечают, что новая госпрограмма должна остановить падение российского авторынка и стимулировать продажи не только бюджетных моделей, но и более дорогих иномарок: по мнению банкиров, при введении программы должны снизиться и прочие ставки автокредитов. Вот только есть одно НО: до сих пор информация о новой госпрограмме, а также списки участвующих в ней банков и попадающих под ее действие автомобилей нигде не оглашаются...
Какие автомобили могут войти в официальный список новой госпрограммы? Полностью всем требованиям соответствует более двух десятков моделей, среди которых: Chevrolet Aveo, Chevrolet Cobalt, Citroen C-Elysee, Daewoo Nexia, Daewoo Matiz, Hyundai Solaris, Kia Rio, Лада Гранта, Лада Калина, Лада Приора, Лада Ларгус, Лада 4x4, Лада Самара, Nissan Almera, Nissan Note, Peugeot 301, Renault Duster, Renault Logan, Renault Sandero, Skoda Fabia, Volkswagen Polo, а также весь модельный ряд UAZ и ZAZ. Большинство из этих машин входит в «Топ-25» продаж российского авторынка по версии AEB, которые за прошедшие полгода реализованы в количестве от 20 до 60 тысяч каждая.
Также в список могут попасть еще ряд моделей, которые в своих начальных комплектациях попадают в лимит до 700 тысяч. Это такие авто, как Chevrolet Cruze, Citroen C4, Ford Focus, Kia Cee'd, Mazda3, Mitsubishi Lancer, Nissan Tiida, Opel Astra, Peugeot 408, Skoda Octavia и Toyota Corolla.