С 23 августа Россия вступила в ВТО. В связи с этим событием многие СМИ поспешили обрадовать население публикациями о снижении ввозных пошлин на иномарки. К сожалению, все эти добрые вести немного преувеличены — ситуация с таможенными сборами для обычных граждан практически не изменилась.
Подержанные машины в Россию можно ввозить двумя способами — с таможенной очисткой на физическое либо на юридическое лицо. В обоих случаях пошлина рассчитывается по разному, и конкретный автомобиль выгоднее ввозить тем или иным способом в зависимости от его возраста, объема, мощности и пр. (старые ставки таможенных пошлин на легковые автомобили). До последнего повышения пошлин в начале 2009 года соотношение «юрики/физики» было примерно 50/50, после повышения пошлин практически все автомобили стало выгоднее ввозить на физлицо. Впрочем, обычного покупателя эта внутренняя кухня не тревожит, ее берут на себя посредники в привозе авто под заказ. Клиенту же важна конечная цена. Вот именно изменения конечной цены разных категорий авто после вступления в ВТО мы сейчас и проанализируем.
Часть 1. Ввоз подержанных машин на физическое лицо
В этой части положительных изменений нет абсолютно. Таможенные ставки остались прежними, лишь с 1 сентября добавится утилизационный сбор. Его ставки для физлиц пока фиксированы: на новые транспортные средства 3000 руб., на б/у —5000 р.
Сразу отметим, что для подавляющего большинства ввозимых б/у автомобилей растаможка на физическое лицо по-прежнему является самой доступной, несмотря на вступление в ВТО.
Часть 2. Ввоз подержанных машин на юридическое лицо
Здесь некоторым может показаться, что наступило счастье. Ставки таможенных пошлин были существенно снижены, а «проходные» года для б/у машин, якобы, вновь вернулись из диапазона от 3 до 5 лет в диапазон от 3 до 7 лет.
Нынешние ставки на ввозимые юрлицами автомобили возрастом от 3 до 7 лет:
Объем ДВС | Было от 3 до 5 лет | Было от 5 до 7 лет | Стало от 3 до 7 лет | |||||||||
не более 1000 см3 | 35 %, но не менее €1,2 за 1 см3 | €2,5 за 1 см3 | 25%, но не менее €0,45 за 1 см3 | |||||||||
от 1001 до 1500 см3 | 35 %, но не менее €1,45 за 1 см3 | €2,7 за 1 см3 | 25%, но не менее €0,5 за 1 см3 | |||||||||
от 1501 до 1800 см3 | 35 %, но не менее €1,5 за 1 см3 | €2,9 за 1 см3 | 25%, но не менее €0,45 за 1 см3 | |||||||||
от 1801 до 2300 см3 | 35 %, но не менее €2,15 за 1 см3 | €4 за 1 см3 | 25%, но не менее €0,55 за 1 см3 | |||||||||
от 2301 до 3000 см3 | 35 %, но не менее €2,15 за 1 см3 | €4 за 1 см3 | 25%, но не менее €0,55 за 1 см3 | |||||||||
более 3000 см3 | 35 %, но не менее €2,8 за 1 см3 | €5,5 за 1 см3 | 25%, но не менее €1 за 1 см3 |
Дополнительно считается зависящий от мощности акциз и НДС 18% от суммы "цена машины + акциз + пошлина", ощутимо увеличивающий конечную стоимость.
Вроде бы ставки действительно снижены. Но! Опять же, с 1 сентября этого года в России начинает действовать утилизационный сбор, и при ввозе на юридическое лицо его ставки более чем серьезные!
Базовая ставка для легковых автомобилей пока что установлена на уровне в 20 000 рублей. В зависимости от объема и типа двигателя, а также возраста автомобиля она будет умножаться на соответствующий повышающий коэффициент. Сумма утилизационного сбора вычисляется по формуле: U = B x K. Где U — сумма сбора, B — базовая ставка, а K — коэффициент.
Ставки для юрлиц на сегодня следующие:
Объем ДВС | Новые автомобили | Б/У автомобили старше 3 лет |
электродвигатель | 1,34 (26 800 р.) | 1,34 (26 800 р.) |
не более 2000 см3 | 1,34 (26 800 р.) | 8,26 (165 200 р.) |
от 2001 до 3000 см3 | 2,66 (53 200 р.) | 16,12 (322 400 р.) |
от 3001 до 3500 см3 | 3,47 (69 400 р.) | 28,50 (570 000 р.) |
более 3500 см3 | 5,5 (110 000 р.) | 35,01 (700 200 р.) |
Как ни прикладывай эти две таблички к калькулятору таможенных пошлин, ничего положительного найти не удается. В каждом случае пошлина на юрлицо получается больше пошлины на физлицо даже после снижения ставки. Кроме...
Пока что найдено всего 1 (одно) исключение: можно ввезти по относительно небольшой пошлине автомобили возрастом от 5 до 7 лет с объемом двигателя 1801-2000 куб.см и мощностью не более 150 л.с. Для физического лица растаможка подобного автомобиля обойдется примерно от 350 до 380 тысяч рублей, а для юридического — примерно на 100 и более тысяч дешевле.
Примеры расчета выгодных пошлин на 5-7-летние автомобили
2,0-литровый Suzuki Escudo 2006 года:
https://auc.drom.ru/suzuki/escudo/15893097/1
При стоимости за границей 627 000 иен (~$7900) пошлина на юрлицо вместе с утилизационным сбором 9137.77 USD, на физлицо 12172.98 USD. Итого 97 тыс. руб. разница.
2,0-литровый Subaru Forester 2006 года:
https://auc.drom.ru/subaru/forester/15892852/1
При стоимости 388 000 иен (~$4900) пошлина на юрлицо 7834.57 USD, на физлицо 12 157.36 USD. Итого 138 тыс. руб. разница.
2,0-литровый Nissan X-Trail 2006 года:
https://auc.drom.ru/nissan/x-trail/15934768/1
При стоимости 455 000 иен (~$5700) пошлина на юрлицо 8087.26 USD, на физлицо 12157.36 USD. Итого 130 тыс. руб. разница.
Да, чуть не забыли. С 23 августа по 1 сентября 2012 года утилизационный сбор еще не действует, так что на всех таможнях России сейчас небывалый ажиотаж — привозить на юрлицо крайне выгодно. Но «лавочка» прикроется уже в эту субботу...
Часть 3. Ввоз новых автомобилей
Здесь чудес не будет. Пошлины снизились на 5%, но их падение легко компенсирует утилизационный сбор. Toyota, к примеру, так вообще собралась поднимать цены на весь модельный ряд.