В четверг один из крупнейших участников рынка автокредитования — «Абсолют банк» — сообщил о повышении ставок по автокредитам. Ставки по всем программам (рублевым и долларовым) выросли на 2-3 процентных пункта в связи с изменением рыночной конъюнктуры и удорожанием ресурсов для банка. Об этом сообщает издательство «Коммерсантъ».
Повышение ставок по автокредитам — общая ситуация на рынке. Ранее о повышении сообщил банк «Авангард», в скором времени возрастут ставки у Альфа-банка, Промсвязьбанка, Райффайзенбанка и Юникредитбанка. По словам одного из банкиров, «фактически ставки по автокредитам повысили уже все банки: те, кто этого не сделал, их просто не выдает».
Автодилеры также говорят о сокращении банками объемов профильного кредитования. По словам опрошенных издательством «Коммерсантъ» представителей автодилерских компаний «Рольф», Genser, Major, «Фаворит-Моторс», их основные банки-партнеры (Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк) уже увеличили ставку на 1,47-2% годовых. По словам топ-менеджера одного из федеральных автохолдингов, количество отказов на кредитование увеличилось в сентябре на 70%.
Объемы автокредитования банкиры сокращают вслед за снижением объемов выдачи ипотечных кредитов. «Автокредиты — второй по срочности банковский продукт после ипотеки, они выдаются на три-пять лет, у некоторых банков есть программы на семь лет, — поясняет руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Алексей Марей. — Для выдачи кредитов на длительный срок сейчас достаточно сложно и дорого привлекать финансирование: соответственно, растут ставки».
По оценкам экспертов, из-за увеличения стоимости кредитов объем автокредитования сократится примерно вдвое. В среднем по России в кредит продается порядка 50% машин. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2007 году было продано 2,4 млн. новых автомобилей (российского и иностранного производства), из которых 1,15 млн. приходится на продажи с использованием кредитных средств. Суммарный объем рынка автокредитования — $16 млрд., средний размер кредита — $13,9 тыс. Соответственно, после повышения ставок эта доля может снизиться до 20-30% в целом по России.
Сокращение спроса на автокредиты вследствие их удорожания снизит объемы продаж, которые в последние месяцы демонстрируют снижение темпов прироста. «Если по итогам первого полугодия прирост по иномаркам составил 47%, то по итогам года — в пределах 30-35%»,— считает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак.
Чтобы не допустить падения продаж (у различных компаний доля реализации машин в кредит составляет от 30% до 50%), автодилеры и автопроизводители готовы самостоятельно кредитовать своих клиентов. На собственные кредитные программы рассчитывают Ford и Renault. Аналогичную программу готовится запустить компания SOLLERS (собирает легковые модели Fiat и SsangYong).